Слайд 1 “Дама с собачкой” - это рассказ о курортном романе
или о настоящей любви?
Слайд 2 “Дама с собачкой” - это рассказ о
курортном романе или о настоящей любви?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.
Слайд 3Повторение
Что такое композиция?
Назовите композиционные приемы.
Что такое повтор?
Что
такое усиление?
Какова роль противопоставления?
Какова роль монтажа?
Что такое языковая
композиция?
Что включает в себя композиционный анализ?
Слайд 4
Композиция
Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки
зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь,
рассказчик, персонаж).
Б.Успенский
Композиция – это состав и определённое расположение частей,
элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
А.Есин
Слайд 6Композиционные приёмы
1.Повтор
2.Усиление
3.Противопоставление
4.Монтаж
А.Есин
Слайд 7Языковая композиция
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование
словесных рядов в художественном тексте.
В.Виноградов
Слайд 8Композиционный анализ прозаического текста
1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
2.Опорные точки композиции.
3.Повторы
и противопоставления.
4.Композиционные приёмы, их роль.
5.Сильные позиции текста.
6.Языковая композиция. Ключевые слова,
словесные ряды.
7.Вид и тип композиции.
8.Роль эпизода в тексте.
9.Система образов персонажей.
10.Смена точек зрения в структуре текста.
11.Временная организация текста.
Слайд 9Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».
О
чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ
сюжета.
Слайд 10План рассказа
1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны
Сергеевны в Ялте.
2 глава. Любовь (?) и расставание.
3 глава. Встреча героев в городе С.
4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.
Слайд 11Композиционный анализ текста
Чем интересна композиция рассказа?
Слайд 12Тематические повторы
Тематические повторы: в 1 и 3
главах, во 2 и 4 главах повторяются события.
Сопоставим эти главы.
Что же в них изменяется?
Слайд 13Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло
больше месяца…”
Что случилось с героем?
Слайд 14Лингвистический анализ
Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал
он в С. утром…”
Зачем автору три
раза нужен эпитет “серый”?
Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?
Слайд 15Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В
первом антракте муж ушел курить…”.
Что изменилось к
3 главе?
Сделайте вывод.
Слайд 16Вывод
“Итак, с Гуровым в городе С. происходит
подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает.
В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”).
В.Тюпа
Слайд 17Финал рассказа
Чтение финала рассказа.
Почему
“…самое сложное и трудное только еще начинается”?
Прочитайте первое и последнее предложения.
Сопоставьте их.
Какова роль каждого?
Слайд 18Смысл рассказа
Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет
о любви Гурова)?
Это рассказ о курортном романе или о
настоящей любви?
Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?
Слайд 19Символ
Дама с собачкой стала символом того душевного
перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под
влиянием любви к женщине.
Слайд 20Настоящая любовь
“История, рассказанная в “Даме с собачкой”,
- это не просто история тайной любви и супружеской неверности.
Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”.
В.Катаев
Слайд 21Композиционные приёмы
Повтор и противопоставление
Слайд 22Рефлексия
Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни”
в “Даме с собачкой”.
Слайд 23Домашнее задание
1. Для всего класса. Чтение пьесы «Вишневый сад».
Составить план
2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа
пьесы.