Разделы презентаций


Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин

Содержание

Цели и задачи урокаОбучающие Обобщить знания по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Выявить идейно-художественные особенности романа Особенности сюжета и композиции Особенности системы образов Языковые особенности Вести работу над литературоведческими понятиями (

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОУ СОШ № 5 г. Егорьевска Московской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК-презентация
по литературе

на тему:
«Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»
Выполнила: Костюнина

Л.В, учитель русского языка и литературы


Г.ЕГОРЬЕВСК

МОУ СОШ № 5 г. Егорьевска Московской областиОТКРЫТЫЙ УРОК-презентацияпо литературе на тему:«Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «

Слайд 2Цели и задачи урока
Обучающие
Обобщить знания по роману А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»
Выявить идейно-художественные особенности романа
Особенности сюжета и композиции

Особенности системы образов
Языковые особенности
Вести работу над литературоведческими понятиями ( сюжет, композиция, образ)
Обучить учеников работе по опорным схемам.
Развивающие
Развивать умение обобщать, делать выводы, излагать собственную точку зрения.
Развивать речь учеников
Развивать эстетический вкус у учащихся.
Воспитывающие
Воспитывать у учеников уважение к родному языку и национальной литературе и культуре.
Воспитывать у учеников морально-нравственные чувства по отношению к себе и другим людям.
Цели и задачи урокаОбучающие Обобщить знания по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Выявить идейно-художественные особенности романа Особенности

Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837 гг.)

Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837 гг.)

Слайд 4Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
оперы: "Ундина", "Кузнец Вакула", "Евгений Онегин",

"Пиковая дама", "Мазепа"
Балеты: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) оперы:

Слайд 5 «…Прими собранье пёстрых глав…» (Идейно-художественное своеобразие романа)

….В которых отразился век И современный человек. («Евгений Онегин» гл. 7)

1823-1831 годы – период создания

«…Прими собранье пёстрых глав…» (Идейно-художественное своеобразие романа)

Слайд 6Петр Александрович Плетнев
Писатель, поэт, критик, друг Пушкина
(1791-1865 гг.)

Петр Александрович ПлетневПисатель, поэт, критик, друг Пушкина (1791-1865 гг.)

Слайд 7Особенности жанра и композиции
Роман в стихах («дьявольская разница»),т.е лиро-эпическое произведение,

где автор свободно переходит от повествования к лирике (лирические отступления).

Жанр «свободного романа» во многом определяет композицию романа.

Экспозиция-1 глава
Завязка II сюжетной линии ( Онегин-Ленский)-2 глава
Завязка I сюжетной линии (Онегин-Татьяна) -3 глава
Развитие действия-4-5 главы
Кульминация и развязка II линии- дуэль
Развязка I сюжетной линии -глава 8

Основной принцип организации романа- симметрия( зеркальность)

Особенности жанра и композицииРоман в стихах («дьявольская разница»),т.е лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к

Слайд 8

1 особенность
Особенности сюжета

и любовного конфликта в романе

Онегин-Татьяна


Ленский- Ольга

Служит для развития
основного конфликта

Не развивается, помогает
Татьяне понять Онегина

2 особенность

Образ автора-повествователя( лирические
отступления)

Спутник Онегина

Антипод Ленского-
поэта

Защитник «Татьяны
милой»

3 особенность

Образ повествователя раздвигает границы конфликта- в роман входит
русская жизнь того времени во всех её проявлениях


Слайд 9Система художественных образов романа
Онегин
Татьяна
Ленский
Представляют определенную категорию общества
«Высший свет»
Патриархальное дворянство
Дворянство

Являются образцами

определенного нравственного, духовного, литературного типа
«лишний человек»
Идеал «русской души»
«романтическое
сознание»
Герои объединяются

автором = действующим лицом
Система художественных образов романаОнегинТатьянаЛенскийПредставляют определенную категорию общества«Высший свет»Патриархальное дворянствоДворянствоЯвляются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа«лишний человек»Идеал «русской

Слайд 10Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Учёный малый, но

педант…
Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным,

изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным, иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив! В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой! …

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих - Как он язвительно злословил, Какие сети им готовил!

Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Учёный малый, но педант…Как рано мог он лицемерить,

Слайд 11 Споры вокруг образа Евгения Онегина

Онегин- «страдающий эгоист»,
которого душат

«бездеятельность
и пошлость жизни».
( В.Г.

Белинский)

В Онегине есть сходство с
Обломовым, оба- порождение
помещичье-крепостнического
строя
( Н.А.Добролюбов)




Споры вокруг образа Евгения  ОнегинаОнегин- «страдающий эгоист»,  которого душат «бездеятельность   и пошлость

Слайд 12




Онегин- «Митрофанушка

новой формации.»(Д.И.Писарев)








Споры вокруг образа Евгения Онегина

Онегин- «Митрофанушка  новой формации.»(Д.И.Писарев)

Слайд 13Особенности языка романа. «Онегинская строфа»(14 строк=4+4+4+2)

Кто б ни был ты,

о мой читатель.
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как

приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!

а

б

а

б


с

с

д

д

е

ж

ж

е

г

г

-перекрестная


парная
(смежная)

-кольцевая
(опоясывающая)

-куплет

Особенности языка романа. «Онегинская строфа»(14 строк=4+4+4+2)Кто б ни был ты, о мой читатель.Друг, недруг, я хочу с

Слайд 14 Крылатые выражения в романе(афоризмы) Продолжите афоризм…
Мы все учились понемногу,…

чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не

мудрено блеснуть.
Мы почитаем всех нулями, а …
единицами- себя.
Привычка свыше нам дана:…
замена счастию она.
Чем меньше женщину мы любим, тем…
легче нравимся мы ей.
Любви все возрасты покорны, …
её порывы благотворны

Крылатые выражения в романе(афоризмы) Продолжите афоризм…Мы все учились понемногу,…  чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава

Слайд 15Я вас люблю ( к чему лукавить),…
но я

другому отдана, я буду век ему верна.
Я утром должен быть

уверен, что…
с вами днём увижусь я.
Обычай…
деспот меж людей.
Быть можно дельным человеком и …
думать о красе ногтей.
А счастье было так…
возможно, так близко.
Иных уж нет, а…
те далече.


Я вас люблю ( к чему лукавить),…  но я другому отдана, я буду век ему верна.Я

Слайд 16Викторина по роману
Какими строками начинается роман?

«Мой дядя самых честных правил,
когда

не в шутку занемог...»(внутренний монолог)
Сколько времени Онегин сидел с дядей?
Но, прилетев в деревню дяди
Его нашел уж на столе,
Как дань готовую к земле.
Какой новый порядок в деревне установил Онегин?
Ярём он барщины старинной
Оброком лёгким заменил
И раб судьбу благословил.
Отчество Татьяны Лариной.
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.


Викторина по романуКакими строками начинается роман?     «Мой дядя самых честных правил,

Слайд 17О каких героях Пушкин говорит:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
с Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.)
На каком языке написано письмо Татьяны?
( я не могу понять. Но вот
неполный, слабый перевод..)
Сколько лет было Онегину?
(Дожив без цели, без трудов
до двадцати шести годов…)


О каких героях Пушкин говорит:      Они сошлись. Волна и камень,

Слайд 18Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне?
(Ответа нет. Он

вновь посланье,
Второму , третьему письму

Ответа нет…)
С какими литературными героями Пушкин сравнивает Онегина. Назовите авторов этих героев?
(Но к жизни вовсе охладел.
Как Чайльд Гарольд, угрюмый, томный..
Дж.Гордон Байрон «Паломничество
Чайльд-Гарольда»)

(Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»)



Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне?  (Ответа нет. Он вновь посланье,   Второму , третьему

Слайд 19 Вставьте недостающее слово.
Волшебный край! Там в

стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал…….,

друг свободы..
( Д.И. Фонвизин.)


Вставьте недостающее слово.   Волшебный край! Там в стары годы,   Сатиры смелый властелин,

Слайд 20Вставьте недостающее слово.
И свет её с

улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;

Старик ….. нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
( Г.Р. Державин)
Вставьте недостающее слово.    И свет её с улыбкой встретил;    Успех нас

Слайд 21Идейно-художественное своеобразие романа
Не просто роман, а роман в стихах (лиро-эпика)-

«свободный роман»
Положил начало первому реалистическому роману в литературе 19 века.
Роман,

«в котором отразился век и современный человек».
Гибкая языковая форма- «Онегинская строфа» (4-стопный ямб) соединение литературной и разговорной речи.
Открытость романа.
Новый тип проблемного героя- «героя времени»
Идейно-художественное своеобразие романаНе просто роман, а роман в стихах (лиро-эпика)- «свободный роман»Положил начало первому реалистическому роману в

Слайд 22Используемая литература
Литература. 9 кл. в 2 ч : учебник-хрестоматия

для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова идр. Под

ред. Т.Ф. Курдюмовой- 5 изд. – М. : Дрофа, 2006.
Золотарева И.В., Белолистных О.В., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, м.: «ВАКО», 2001 год
Золотарева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс 4-е изд. : ВАКО, 2005 год
Интернет-ресурсы
Используемая литература  Литература. 9 кл. в 2 ч : учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика