Разделы презентаций


Игорь Северянин 8 класс

Содержание

Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв;) — русский поэт «Серебряного века».Годы жизни 4 (16) мая 1887, Санкт-Петербург — 20 декабря 1941, Талин.Начало литературной деятельности:Родился в Петербурге в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Игорь Северянин
Работу выполнила
Терехова Е.Н., учитель географии МАОУ «СОШ №31»
Великий

Новгород. 2018 год

Игорь СеверянинРаботу выполнила Терехова Е.Н., учитель географии МАОУ «СОШ №31»Великий Новгород. 2018 год

Слайд 2Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин;

настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв;) — русский поэт «Серебряного века».Годы жизни

4 (16) мая 1887, Санкт-Петербург — 20 декабря 1941, Талин.
Начало литературной деятельности:
Родился в Петербурге в доме номер 66 по улице Гороховая 4 (16) мая 1887 года в семье капитана I-го железнодорожного батальона (впоследствии полка) Василия Петровича Лотарёва (1860 — 10.06.1904, Ялта). Мать, Наталья Степановна Лотарёва (1837—13.11.1921, Эстония Тойла), урождённая Шеншина (дочь предводителя дворянства Курской Губернии Степана Сергеевича Шеншина.
Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв;) — русский поэт

Слайд 3Литературный музей Игоря Северянина во Владимировке
По линии матери Игорь

Лотарёв находился в родстве с поэтом Афанасием Фетом (Шеншиным). Родство

с историком Н. М. Карамзиным, о котором упоминает сам поэт, не подтверждено. Ранее детство прошло в Петербурге. После разрыва отношений между родителями жил в имении дяди Михаила Петровича Лотарёва или в имении тётки Елизаветы Петровны Лотаревой «Сойвола» на реке Суда в Новгородской губернии (ныне Вологодская область), под Череповцом. В имении «Владимировка» находится музей Игоря-Северянина.
Литературный музей Игоря Северянина во Владимировке По линии матери Игорь Лотарёв находился в родстве с поэтом Афанасием

Слайд 4Будущий поэт окончил четыре класса Череповецкого реального училища. В 1904

году уехал к отцу на Манчжурию в город Дальний, некоторое

время жил также в Порт-Артуре (Люйшунь). Накануне Русско-японской войны вернулся в Петербург, к матери, с которой проживал в доме сводной сестры Зои, урожденной Домонотович (Средняя Подьяческая, 5).

Череповецкое реальное училище

Будущий поэт окончил четыре класса Череповецкого реального училища. В 1904 году уехал к отцу на Манчжурию в

Слайд 5Первые публикации в периодических изданиях Игорь Лотарёв подписывал псевдонимами «Граф

Евграф д’Аксанграф» «Игла», «Мимоза». Регулярно публиковаться начал с 1904 года:

«К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры. Стихотворение»; «Гибель „Рюрика“. Стихотворение»; «Подвиг „Новика“. К крейсеру „Изумруд“. Стихотворения». Однако днем начала литературной деятельности считал публикацию в Повременном издании для солдат и народа «Досуг и дело», которое редактировал генерал-лейтенант С. П. Зыков в феврале 1905 года и ежегодно отмечал дату, начиная с 1925 года. В 1925 году в Тарту (Эстония) вышли два романа в стихах («Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа»), приуроченных к 20-й годовщине со дня начала литературной деятельности. В марте 1940 года в Таллинне событие отмечалось в последний раз.

Первые публикации в периодических изданиях Игорь Лотарёв подписывал псевдонимами «Граф Евграф д’Аксанграф» «Игла», «Мимоза». Регулярно публиковаться начал

Слайд 6Всего поэт издал за свой счет 35 брошюр, которые предполагал

позже объединить в «Полное собрание поэм». Первые 8 брошюр (девятая

брошюра «Сражение при Цусиме» получила цензурное разрешение, но из печати не вышла) автор предполагал объединить в цикл «Морская война». Первые 15 изданий подписаны гражданским именем поэта, последующие 20 псевдонимом «Игорь-Северянин». Появление псевдонима связано со знакомством и последующей дружбой с поэтом старшего поколения Константином Михайловичем Фофановым в ноябре 1907 года в Гатчине. Авторская версия псевдонима без разделения на имя и фамилию — «Игорь-Северянин» это акт инициации (поэт начинает быть), оберег и мифологема. Сложный псевдоним является фактом культурного и литературного процесса в России в начале XX века
Всего поэт издал за свой счет 35 брошюр, которые предполагал позже объединить в «Полное собрание поэм». Первые

Слайд 7От эгофутуризма до «короля поэтов».
В 1911 году Игорь-Северянин вместе с

издателем газеты Петербургский глашатай Иваном Игнатьевым (Казанским), Константином Олимповым и

Грааль-Арельским (Стефан Стефанович Петров) основал литературное направление эгофутуризм. Возникновение течения связывают с брошюрой Игоря-Северянина «Пролог эго-футуризма. Поэза-грандиоз. Апофеозная тетрадь 3-го тома. Брошюра 32-я». (СПб, «Ego», 1911, 100 экз.)
От эгофутуризма до «короля поэтов».В 1911 году Игорь-Северянин вместе с издателем газеты Петербургский глашатай Иваном Игнатьевым (Казанским),

Слайд 8Игорь-Северянин покинул группу эгофутуристов менее чем через год, пояснив, что

задачу «Я – в будущем» он выполнил. Расставание с эгофутуристами

было ознаменовано скандалом: «Константин Олимпов в печати оклеветал меня. Я прощаю его: мое творчество доказательно. Теперь, когда для меня миновала надобность в доктрине: «я в будущем», и находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад. (…) Смелые и сильные от вас зависит стать Эго-Футуристами!» («Открытое письмо Игоря-Северянина», 23 октября 1912 года.)

Константин Олимпов Олимпов

Игорь-Северянин покинул группу эгофутуристов менее чем через год, пояснив, что задачу «Я – в будущем» он выполнил.

Слайд 9Первый большой сборник стихов Игоря-Северянина Громокипящий кубок (1913) вышел в

издательстве Сергея Соколова (Кречетова) «Гриф». Предисловие к сборнику написал Фёдор

Сологуб: «Одно из сладчайших утешений жизни — поэзия свободная, лёгкий, радостный дар небес. Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны». В сквозной нумерации поэта сборник получил статус первого тома.
Дебют Игоря-Северянина в Петербурге состоялся в октябре 1912 года в Салоне Сологуба на Разъезжей улице, а уже 20 декабря в Москве в Обществе свободной эстетики у Валерия Брюсова. В марте 1913 года Игорь-Северянин принимает участие в турне Фёдора Сологуба по Югу России: Минск, Вильно, Харьков, Екатеринослав, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Баку, Тифлис, Кутаис. К 1918 году поэт принял участие в 48 концертах и 87 дал лично (всего 135).

Первый большой сборник стихов Игоря-Северянина Громокипящий кубок (1913) вышел в издательстве Сергея Соколова (Кречетова) «Гриф». Предисловие к

Слайд 10В ноябре 1913 года Игорь-Северянин и Владимир Маяковский дважды выступают

вместе: 16 ноября на вечеринке вологодского землячества в зале Высших

Петербургских женских курсов и 29 ноября на вечере в зале «Соляного городка:

В ноябре 1913 года Игорь-Северянин и Владимир Маяковский дважды выступают вместе: 16 ноября на вечеринке вологодского землячества

Слайд 11Эстонский поэт Вальмар Адамс, близко знавший Игоря-Северянина, заметил у того

была великолепная музыкальная память, позволявшая ему на слух воспроизводить даже

самые сложные оперные партии: «А голос у него был концертный — стены дрожали!» На своих первых выступлениях Игорь-Северянин пел свои поэзы на мотив полонеза Филины из оперы Амбруаза Тома «Миньона»
Поэт-экспрессионист Сергей Спасский в марте 1913 года был на концерте Ф.Сологуба, о котором вспоминал, что во время выступления Игоря-Северянина в Тифлисе публика хохотала до слез над его манерой чтения стихов:
«…он вышел нераскрашенный и одетый в благопристойный сюртук, Был аккуратно приглажен. Удлинённое лицо интернационального сноба. В руке лилия на длинном стебле. Встретили его полным молчанием. Он откровенно запел на определённый отчётливый мотив. Это показалось необыкновенно смешным. Вероятно, действовала полная неожиданность такой манеры. (…) Смешил хлыщеватый, завы-вающий баритон поэта, носовое, якобы французское произношение. Все это соединялось с презрительной невозмутимостью долговязой фигуры, со взглядом, устремлённым поверх слушателей, с ленивым помахиванием лилией, раскачивающейся в такт словам. Зал хохотал безудержно и вызывающе. Люди хватались за головы. Некоторые, измученные хохотом, с красными липами бросались из рядов в коридор. Такого оглушительного смеха я впоследствии ни на одном поэтическом вечере не слыхал. И страннее всего, что через полтора-два года такая жe публика будет слушать те же стихи, так же исполняющиеся, в безмолвном настороженном восторге. .[

Эстонский поэт Вальмар Адамс, близко знавший Игоря-Северянина, заметил у того была великолепная музыкальная память, позволявшая ему на

Слайд 12Константин Паустовский вспоминал одно из поздних российских выступлений Игоря-Северянина:
«…на эстраду

вышел мой пассажир в чёрном сюртуке, прислонился к стене и,

опустив глаза, долго ждал, пока не затихнут восторженные выкрики и аплодисменты. К его ногам бросали цветы – тёмные розы. Но он стоял все так же неподвижно и не поднял ни одного цветка. Потом он сделал шаг вперёд, зал затих, и я услышал чуть картавое пение очень салонных и музыкальных стихов: Шампанское – в лилию, в шампанское – лилию! Её целомудрием святеет оно! Миньон с Эскамильо, Миньон с Эскамильо! Шампанское в лилии – святое вино! В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имевших смысла. Язык существовал только как музыка. Больше от него ничего не требовалось. Человеческая мысль превращалась в поблескивание стекляруса, шуршание надушенного шелка, в страусовые перья вееров и пену шампанского».

Константин Паустовский вспоминал одно из поздних российских выступлений Игоря-Северянина:«…на эстраду вышел мой пассажир в чёрном сюртуке, прислонился

Слайд 13В январе 1918 года Игорь-Северянин уезжает из Петрограда в Эстонию,

где поселяется в посёлке Тойла вместе со своей гражданской женой

Марией Волнянской (Домбровской). В феврале, выполняя обязательства перед антрепренёром Фёдором Долидзе, Игорь-Северянин едет в Москву, где принимает участие в «выборах короля поэтов», который состоялся 27 февраля 1918 года в Большой аудитории московского Политехнического музея. Будущий советский литературовед Яков Черняк вспоминал:
«В Москве в конце февраля 1918 года были назначены выборы короля поэтов. Выборы должны были состояться в Политехническом музее, в Большой аудитории. Ряд поэтов, объявленных в афише, не приехал — например, К. Бальмонт. Стихи петербургских поэтов читали артисты. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Маяковский и Игорь Северянин. Страстные споры, крики и свистки то и дело возникали в аудитории, а в перерыве дело дошло чуть не до драки между сторонниками Северянина и Маяковского. Маяковский читал замечательно. Он читал начало «Облака» и только что сработанный «Наш марш»... Королём был избран Северянин — за ним по количеству голосов следовал Маяковский. Кажется, голосов тридцать или сорок решили эту ошибку публики.
Из ближайшего похоронного бюро был заранее доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок. Он был возложен на шею тощего, длинного, в долгополом чёрном сюртуке Северянина, который должен был в венке ещё прочитать стихи. Венок свисал до колен. Он заложил руки за спину, вытянулся и запел что-то из северянинской «классики».
Такая же процедура должна была быть проделана с Маяковским, избранным вице-королем. Но Маяковский резким жестом отстранил и венок и людей, пытавшихся на него надеть венок, и с возгласом: «Не позволю!» — вскочил на кафедру и прочитал, стоя на столе, третью часть «Облака». В аудитории творилось нечто невообразимое. Крики, свистки, аплодисменты смешались в сплошной грохот...»
В январе 1918 года Игорь-Северянин уезжает из Петрограда в Эстонию, где поселяется в посёлке Тойла вместе со

Слайд 14После выборов был издан специальный альманах «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для

публичного чтения». (М. «Просвещение народа»,1918, 80 с.,8000 экз., на обложке

портрет Игоря-Северянина). Кроме Игоря-Северянина, в нем принимали участие Мария Кларк, Пётр Ларионов, Лев Никулин, Елизавета Панайотти, Кирилл Халафов.
В первых числах марта 1918 года Игорь-Северянин возвращается в Эстонию, которая после заключения Брестского мира оккупирована Германией. В Тойла он попадает через карантин в Нарве и фильтрационный лагерь в Таллинне. Больше в Россию он уже никогда не попадёт. Для него началась эмиграция.

После выборов был издан специальный альманах «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения». (М. «Просвещение народа»,1918, 80 с.,8000

Слайд 15В эмиграции в Эстонии (1918—1941)
Эмиграция оказалась для поэта неожиданностью. В

Тойла он приехал со своей гражданской женой Марией Васильевной Волнянской —

исполнительницей цыганских романсов, матерью Наталией Степановной Лотарёвой, няней Марией Неупокоевой (Дур-Маша), бывшей гражданской женой Еленой Семёновой и дочерью Валерией. Распространена версия о том, что поэт ещё до революции приобрёл дачу в Тойла, однако это не так: в 1918 году он снимал полдома, принадлежавшего местному плотнику Михкелю Круусу.
В эмиграции в Эстонии (1918—1941)Эмиграция оказалась для поэта неожиданностью. В Тойла он приехал со своей гражданской женой

Слайд 161921 году изменяется семейное положение поэта: он расстаётся с М.Волнянской

и в Успенском соборе в Юрьеве венчается с дочерью домовладельца

Фелиссой Круут, в замужестве Лотарёвой, которая вскоре родила сына, крещёного Вакхом. Ради замужества Фелисса перешла из лютеранства в православие и стала единственной законной женой поэта. До марта 1935 года Фелисса стала ангелом-хранителем поэта, ей мы обязаны тем, что литературное творчество Игоря-Северянина не угасло в эмиграции, а получило развитие: стих приобрёл ясность и классическую простоту.
Делая выбор между «стилическим выкрутасом и безвыкрутасной поэмой» Игорь-Северянин «простотой идёт va banque» (Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств»). Предваряя роман в строфах «Рояль Леандра. (Lugne)» поэт заявляет: «Не из задора, не для славы\ Пишу онегинской строфой\ Непритязательныя главы\ Где дух поэзии живой».

1921 году изменяется семейное положение поэта: он расстаётся с М.Волнянской и в Успенском соборе в Юрьеве венчается

Слайд 17В годы эмиграции поэт издал новые сборники стихов: «Вервэна» (Юрьев

1920), «Менестрель» (1921), «Миррэлия» (Берлин, 1922), «Соловей» (Берлин, 1923), «Классические

розы» (Белград, 1931), и другие. Им создано четыре автобиографических романа в стихах: «Роса оранжевого часа» (детство), «Падучая стремнина» (юность), «Колокола собора чувств» (турне 1914 года с Маяковским и Баяном), «Рояль Леандра. (Lugne)» (панорама художественной жизни С.-Петербурга). Особое место занимает утопия «Солнечный дикарь» (1924).
Игорь-Северянин стал первым крупным переводчиком эстонской поэзии на русский язык. Ему принадлежит первая антология эстонской поэзии на русском языке «Поэты Эстонии» (Юрьев, 1928), два сборника стихов Хенрика Виснапу — «Amores» (Москва, 1922) и «Полевая фиалка» (Таллин, 1939), два сборника стихов Алексиса Раннита (Алексея Долгошева), посвящённых Литве, и сборник стихов поэтессы Марие Ундер «Предцветенье» (Таллин, 1937).

В годы эмиграции поэт издал новые сборники стихов: «Вервэна» (Юрьев 1920), «Менестрель» (1921), «Миррэлия» (Берлин, 1922), «Соловей»

Слайд 18Несомненный интерес представляет сборник «Медальоны» (Белград, 1934), составленный из 100

сонетов — характеристик, посвящённых поэтам, писателям и композиторам. В каждом сонете

обыграны названия произведений персонажа.
Интерес представляют также исследование «Теория версификации. Стилистика поэтики» и воспоминания «Мое о Маяковском» (1940).

Произведения

Несомненный интерес представляет сборник «Медальоны» (Белград, 1934), составленный из 100 сонетов — характеристик, посвящённых поэтам, писателям и композиторам.

Слайд 19 Эмиграция
В

первые годы эмиграции поэт активно гастролирует в Европе: Латвии, Литве,

Польше, Германии, Данциге, Чехословакии, Финляндии. В декабре 1930 года через Ригу поэт с женой отправляется в Югославию, где Державная комиссия для русских беженцев организует ему турне по русским кадетским корпусам и женским институтам.
В феврале 1931 года поэт добирается до Парижа, где стараниями князя Феликса Юсупова ему организуют два выступления в залах Debussi (12 февраля) и Chopin (27 февраля), оба зала на Rue Daru, 8. На втором выступлении присутствовала Марина Цветаева


ЭмиграцияВ первые годы эмиграции поэт активно гастролирует в

Слайд 20Потом будет турне по Болгарии с ноября по декабрь 1931

года и турне длиной почти в год, начавшееся в Румынии

в марте 1933, через Болгарию и Югославию оно закончится в апреле 1934 года в Кишинёве, это будет уже последняя заграничная поездка. Последняя гражданская жена поэта Вера Коренди утверждала, что после 1935 года несколько раз была с поэтом в Риге, но других подтверждений этих поездок нет.
Женщины в жизни и творчестве Игоря-Северянина занимали особое место. Роману «Колокола собора чувств» он предпошлёт «виденья введенья».

Потом будет турне по Болгарии с ноября по декабрь 1931 года и турне длиной почти в год,

Слайд 21 Донжуанский список
Так называемый «донжуанский список

поэта» невелик, но примечателен последовательными романами с несколькими сёстрами: Евгения

Гуцан (Злата) и Елизавета Гуцан (Мисс Лиль), Елена Новикова (Мадлэна) и кузина Тиана (Татьяна Шенфельд), Дина Г. и Зинаида Г. (Раиса), Анна Воробьёва (Королева) и Валерия Воробьева (Violett), Ирина Борман и Антонина Борман, Вера Коренди (Запольская) и Валерия Запольская.
Сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» «Поэзоантракт» полны стихотворений, посвящённых Евгении Гуцан — знаменитой Злате. Их легко узнать по схожим сюжетам. Наиболее знаменитое «Её монолог»: «Не может быть! вы лжёте мне, мечты!\ Ты не сумел забыть меня в разлуке…\ Я вспомнила, когда, в приливе муки,\ Ты письма сжечь хотел мои… сжечь!.. ты!..» Анна Воробьева стала лирической героиней поэмы миньонета «Это было у моря»: «Это было у моря, где ажурная пена,\ Где встречается редко городской экипаж…\ Королева играла — в башне замка — Шопена,\ И, внимая Шопену, полюбил её паж».
Елене Новиковой — Мадэне поэт был благодарен за принесённую ею всероссийскую славу. Ей посвящено знаменитое стихотворение «В очарованьи»:

Донжуанский список Так называемый «донжуанский список поэта» невелик, но примечателен последовательными романами с

Слайд 22Последние и ничем не примечательные годы Игорь-Северянин провёл в Саркуле —

деревушке между устьем Россони и берегом Финского залива. Ныне Саркуль

находится на территории России и примечателен тем, что одна из его двух улиц носит имя Игоря-Северянина. Самое яркое событие — поездка из Саркуля в Таллинн на нобелевскую лекцию Ивана Бунина. Поэты встретились на перроне железнодорожной станции Тапа. Оказалось, что Бунин не знает отчества собрата по профессии. До Таллинна ехали в вагоне-ресторане. Бунин предложил сойти с поезда вместе, но Игорь-Северянин пожелал выйти из своего вагона. Наиболее яркое событие жизни в Усть-Нарве — приезд из Германии Златы (Евгении Меннеке), уверенной в себе, благополучной, состоятельной и с чемоданом набитым подарками. В результате ссора с Верой Борисовной, ожидавшей встретить «первую любовь» в виде убогой старушки.
Зиму 1940—1941 годов поэт провёл в Пайде, где Коренди получила работу в школе. Он постоянно болел. В Усть-Нарве в мае наступило резкое ухудшение состояния. С началом войны Игорь-Северянин хотел эвакуироваться в Россию, но по состоянию здоровья не мог этого сделать общим порядком. В октябре 1941 года Коренди перевезла поэта в Таллин, где он скончался 20 декабря. В некоторых изданиях ошибочно указывают дату смерти 22 декабря. Происхождение ошибки связано с опубликованным Рейном Круусом свидетельством о смерти поэта. Свидетельство выписано на эстонском языке 22 декабря 1941 года.


Последние и ничем не примечательные годы Игорь-Северянин провёл в Саркуле — деревушке между устьем Россони и берегом Финского

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика