Разделы презентаций


"Игра в Бисер" Герман Гессе

Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. - величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма. Писатель, значительно повлиявший на современную литературу и ее развитие. Гессе являлся одним из главных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 _____ ____ ___ _ ____

_____ ____  ___ _ ____

Слайд 2Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г.

- величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма. Писатель, значительно повлиявший

на современную литературу и ее развитие. Гессе являлся одним из главных теоретиков игровой культуры, он создал уникальное, вечно современное произведение «Игра в Бисер».

Hermann Hesse

Герман Гессе

Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. - величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма.

Слайд 3Тонкая духовная структура этого философского романа не знает границ. Его

словно окружает аура гармонии, спокойствия и…человеколюбия. Г.Гессе придумал несуществующий мир,

сюрреалистическое будущее. Вероятно, он воплотил в этом выдуманном мире свою мечту о светлом будущем.

Ее воплощением является и провинция Касталия, и высокообразованные и дисциплинированные ученики, учителя и магистры (главным образом Ludi magister Йозеф Кнехт) и, разумеется, сама игра в бисер.
Что же представляет собой Игра в Бисер?

Тонкая духовная структура этого философского романа не знает границ. Его словно окружает аура гармонии, спокойствия и…человеколюбия. Г.Гессе

Слайд 4Что же представляет собой Игра в Бисер?
«Правила, язык знаков и

грамматика Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в

котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук,» - объясняет Гессе.
Красивая и изысканная игра в бисер является также “символической и многозначительной формой исканий совершенства”, согласно гессевской теории – она вбирает в себя все духовное содержание мира.
Что же представляет собой Игра в Бисер?«Правила, язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого

Слайд 5Аналогия очевидна: Касталия Гессе- некое царство духовности, с четкой иерархией

и порядками, призванное хранить, но не развивать , накопленные человечеством

за всю его историю духовные богатства и Телемское аббатство место сосредоточения различных искусств и наук. Все это – воплощенная на бумаге фантазия, ведущая нас, по мнению писателей, к более совершенной жизни.

Рассмотрим подробнее воплощение мечты о светлом будущем в “Игре в Бисер”. Мы можем провести параллель с произведением гуманиста эпохи Возрождения Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

Аналогия очевидна: Касталия Гессе- некое царство духовности, с четкой иерархией и порядками, призванное хранить, но не развивать

Слайд 6Ф.Рабле описывает желанное для той эпохи освобождение от мрачности и

жестокости, необразованности и нежелания стремиться к духовному развитию жителей средневековья.


Герман Гессе же начал работать над своим романом за два с небольшим года до прихода к власти Гитлера. Он остро чувствовал напряжение и варварство в своей стране. Наверняка это послужило одним из факторов формирования удивительно гуманной гессевской прозы, ведь для писателя было естественным желание сохранить в неприкосновенности интеллектуальную честность и накопленные человечеством духовные богатства.

Нам часто приходится слышать что-то вроде: “Достоевский- знаток человеческих душ. Гессе – главный человеколюб”©. И, правда, несмотря на тяжелую духовную атмосферу Германии – “Игра в Бисер” – светлое, пронизанное добром, любовью и пониманием произведение.

Ф.Рабле описывает желанное для той эпохи освобождение от мрачности и жестокости, необразованности и нежелания стремиться к духовному

Слайд 7Мастер Игры Йозеф Кнехт
Ludi magister Josephus
III
Вновь вернемся к

Ренессансу и Ф.Рабле. Есть ли в его романе воплощение идеальной

для будущего той эпохи личности? Да, это Гаргантюа. Подобно героям античности, он прекрасен и совершенен во всем: он атлет и музыкант, он художник и поэт, он умен и воспитан.

Герман Гессе тоже видит личность будущего, ее отображением является Йозеф Кнехт. Однако странен парадокс: Касталия не приемлет индивидуализма. Согласно философии Гессе – личность становится личностью, только полностью растворившись в обществе.

Мастер Игры Йозеф Кнехт Ludi magister Josephus IIIВновь вернемся к Ренессансу и Ф.Рабле. Есть ли в его

Слайд 8“….для авторов тех эпох, которые явно тяготели к форме биографии,

самым существенным в той или иной личности были, пожалуй, отклонение

от нормы, враждебность ей, уникальность, даже патология, а сегодня мы говорим о выдающихся личностях вообще только тогда, когда перед нами люди, которым, независимо от всяких оригинальностей и странностей, удалось как можно полнее подчиниться общему порядку, как можно совершеннее служить сверхличным задачам,” – говорит Гессе со страниц “Игры в бисер”.

Если учесть, что Гессе жил в начале XX века, позволю себе сравнить его представление о личности с суждениями философов разных эпох, а также с сегодняшним пониманием личности и приведу одно интересное наблюдение.

“….для авторов тех эпох, которые явно тяготели к форме биографии, самым существенным в той или иной личности

Слайд 9Ученики и учителя Касталии большую часть времени уделяют самодисциплине и

образованию, в частности, – чтению книг. В “Игре в бисер”

упоминается несколько авторов, чьи произведения особо предпочитает элита. Чаще всего упоминается Г.Гегель, философ романтизма. Ознакомившись с философией Гегеля, мы можем сделать вывод, что упоминание о нем в “Игре в бисер” – неслучайно. Его философия довольно многогранна, я затрону лишь те ее аспекты, которые, несомненно, оказали влияние и на философский подтекст романа Гессе.

Мы встречаем у Гегеля выражение “мировой дух”. Он подразумевает под этим совокупность всех человеческих мыслей и изречений. Гегель не воспринимал личность отдельно от “мирового духа”. Согласно Гегелю, личность – часть некого целого, т.е. общества, государства. Разум проявляется прежде всего в обществе, во взаимодействии между индивидуумами. Гегель считал, что никто не может “по своему произволу отделиться от государства”. Он не воспринимал как личностей людей, которые пытаются отделиться от общества в стремлении к самопознанию. В “Игре в бисер” явно прослеживается гегелевская философия. Ведь только следуя порядкам и подчиняясь иерархии, ученики становились полноценными личностями.

Ученики и учителя Касталии большую часть времени уделяют самодисциплине и образованию, в частности, – чтению книг. В

Слайд 10Как обстоит дело с понятием личности в современном обществе? Приведу

цитаты из произведений популярных на сегодняшний день писателей:
“Чем станет

дорога без пыли и сталь без ржавчины? Чем станешь ты без людей? Собой…” С.Лукьяненко. Лорд с планеты Земля. Часть 3.
“В этом мире, т.е. в современном обществе ничто так хорошо не продается как грамотно завернутый протест против этого самого общества”. В.Пелевин.

Я согласна с высказыванием Пелевина, ведь сейчас наблюдается наиболее рьяное стремление к индивидуализму. Подтверждением служат многочисленные молодежные контркультуры и прочие классификации общества, зачастую настроенные против государства. Философия Гегеля (и ее продолжение у Гессе) неактуальна в наше время. Не могу судить о правильности той или иной точки зрения, т.к. считаю, что суждение о личности в целом – спорное и может быть приемлемо не к каждой эпохе.

Как обстоит дело с понятием личности в современном обществе? Приведу цитаты из произведений популярных на сегодняшний день

Слайд 11И все же этот роман – утопичен. За все время

существования вымышленной Касталии ни один ее ученик не достиг высшего

знания, несмотря на столь высокое духовное развитие. В произведении чувствуется постоянная борьба и соперничество между высшим орденом и обычными людьми, не лишенными личной жизни и чувств.
Когда бывший Магистр Музыки достигает просветления и святости, ученики и учителя не понимают того, что с ним произошло, что уже говорит об их неверном мировоззрении и о том, что их существование излишне идеалистично.

В конце произведения главный герой Йозеф Кнехт уходит с должности магистра и начинает жить вне Касталии. Возможно, Гессе хотел показать этим невозможность синтеза высокой духовности и мирской жизни, ведь, вступив в мир обычных людей, Кнехт погибает, он тонет в озере. Это можно объяснить тем, что гармонии во всем достичь очень трудно, практически невозможно. Мирская жизнь и республика духа – вещи противоположные, как зло и добро, как жизнь и смерть. Что и показывает нам автор: пока Кнехт был магистром игры в бисер, он жил. Стоило ему сойти с этого пути, как он умирает.

И все же этот роман – утопичен. За все время существования вымышленной Касталии ни один ее ученик

Слайд 12И все-таки главное в романе – не утопия Касталии, не

Игра в Бисер и не личность Йозефа Кнехта, а вечные

вопросы существования, которыми рано или поздно задается каждый из нас.
И все-таки главное в романе – не утопия Касталии, не Игра в Бисер и не личность Йозефа

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика