Слайд 1
Читая
А.И. Солженицына…
Харитонова Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ №1 р.п.Мокроус,
Фёдоровского района, Саратовской области
Слайд 2
«Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто
мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.»
С.Залыгин
Слайд 3
«Злобный сумасшедший, потерявший контроль над разумом, помешавшийся на трагических событиях 31-го
года и последующих лет, принесёт огромную опасность всем читателям, и молодым особенно»
М. Шолохов
Слайд 4
Цель: обобщить изученные сведения о творчестве писателя.
Задачи:
определить собственное отношение к
творчеству писателя;
сделать вывод о необходимости изучения Солженицына в школе
Слайд 5«Архипелаг ГУЛАГ»
Написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до
1968 (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. В СССР «Архипелаг» был опубликован в 1990 году .
Архипелаг ГУЛАГ - художественно‑историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте самого автора.
Слайд 6«Архипелаг ГУЛАГ»
Каждый из нас живет в мире людей, и нельзя не знать о том или ином периоде истории, только потому, что это «страшно».
Каждый человек должен знать правду о прошлом, чтобы правильно понимать настоящее, чтобы не повторились ошибки, которые в свое время потрясли нашу страну.
Слайд 7«Архипелаг ГУЛАГ»
«Архипелаг ГУЛАГ» нужно изучать, чтобы…
лучше понимать историю своей страны.
Слайд 8
Роман «Раковый корпус»
(сам автор определял его как «повесть»)
Написан в 1963-1966
годах по мотивам пребывания писателя в онкологическом отделении больницы в Ташкенте в 1954 году. Герой романа, Русанов, как в свое время и сам автор, лечится от рака в среднеазиатской провинциальной больнице. Главная тема романа – борьба человека со смертью.
Слайд 9
Роман «Раковый корпус»
(сам автор определял его как «повесть»)
Роман помогает понять
смысл жизни, вопросы истины и добра. Это произведение, как никакое другое, учит, что надо в жизни ценить, за что нести ответственность.
Слайд 10
Роман «Раковый корпус»
(сам автор определял его как «повесть»)
Роман следует почитать
людям, которые…
чем-то серьезно больны, чтобы обрести силы бороться.
Слайд 11Сборник рассказов «Крохотки».
Их тематика
отношение к природе – «Дыхание», «Озеро Сегден»,
«Отражение в воде»;
отношение ко всему живому – «Шарик», «Вязовое бревно», «Утенок», «Костер», «Муравьи»;
отсутствие культуры – «Прах поэта», «На родине Есенина», «Приступая ко дню»;
отношение ко всему окружающему нас – «Колхозный рюкзак», «Старое ведро» и др.
Слайд 12«Дыхание»
Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных
домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить.
Слайд 13«Утёнок»
А мы – мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если
все дружно возьмемся – за двадцать минут целый мир перепашем.
Но никогда – никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утёнка…
Слайд 14«Шарик»
Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи,
- кутенком его посадил, с детства.
Понес я ему однажды куриные кости. Подбежал он ко мне, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..
Слайд 15Чему учит нас сборник рассказов «Крохотки»?
Закрыть глаза на прогрессирующий мир, век
техники, опередившей нас в силе и в мощи, и насладиться той оставшейся малой частью русской культуры и религии.
Слайд 16Вывод:
«Крохотки» можно изучать…
в любом возрасте, чтобы научиться ценить то, что нас
окружает.
Слайд 17«Один день Ивана Денисовича»
«Один день Ивана Денисовича» - первое опубликованное произведение
Александра Солженицына, принесшее ему мировую известность. В повести рассказывается об одном дне из жизни заключенного, русского крестьянина и солдата, Ивана Денисовича Шухова.
Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».
Слайд 18«Один день Ивана Денисовича»
Рассказ имеет смысл в рамках школьной
программы далеко не для каждого, а только для людей мыслящих широко, живущих не только сегодняшним днём, а оборачивающихся назад и заглядывающих далеко вперёд.
Знакомство с повестью дает возможность задуматься над многими вопросами…
судьба человека в тоталитарном государстве, отношение к труду, сохранение человеческих качеств в любых жизненных условиях,
разрушение русских деревень и русской национальной культуры.
Слайд 19 Статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд,
основах построения жизни народа и государства.
Впервые напечатана в «Комсомольской правде» 18.09.1990 г.
Статья глубоко патриотична и заставляет читателя задуматься о проблемах государства и общества.
Слайд 20 Воззвание «Жить не по лжи»
первоначально было задумано как
призыв кампании идеологического неповиновения, а затем приобрело форму более личного и нравственного обращения.
Написано 12 февраля 1974 года, впервые напечатано в России в газете «Русское слово» 18 октября 1988 г. Каждый для себя должен решить, стоит ли следовать призыву писателя или нет.
Слайд 21 Изучение творчества А.И. Солженицына в школе необходимо, чтобы
иметь представление об
истории нашей страны;
брать в пример патриотизм писателя;
задуматься над смыслом жизни;
научиться ценить то, что нас окружает
Заключение:
Слайд 22ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение-размышление на тему:
«Зачем нужно изучать творчество А.И. Солженицына
в школе?».
Слайд 23
Александр Солженицын:
«Я говорю только то, что я считаю полезным и
нужным для России. И мне совершенно безразлично, кому из правящих это нравится или не нравится, кому это сегодня кажется выгодным, а завтра — невыгодным».
Слайд 25ИСТОЧНИКИ
http://www.c-cafe.ru
http://www.evangelie.ru
http://ru.wikipedia.org
http://ria.ru
http://www.solzhenicyn.ru/modules/sections/index_op_viewarticle_artid_289.html
http://www.hrono.info/biograf/bio_s/solzenicyn.php