Разделы презентаций


Презентация на тему Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2

Содержание

Дорогие ребята!Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8 классе
Часть

1
Из тайников искусства словаТеория литературы на уроках литературы в 8 классеЧасть 1

Слайд 2Дорогие ребята!
Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как

образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Дорогие ребята!Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий

Слайд 3Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на

полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный...

Алио Мирцхулава, грузинский поэт
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?Найди на полке книгу и раскройИсточник мысли чистый,

Слайд 4Понятие о лирическом герое
Лирический герой - это образ того героя, настроения,

мысли и переживания которого отражены в лирическом произведении.
Лирический герой — это своеобразное воображаемое лицо, которое существует в художественном мире.

«Выхожу один я на дорогу…»

Понятие о лирическом героеЛирический герой - это образ того героя, настроения, мысли и переживания которого отражены в

Слайд 5Развитие понятий о композиции лирического произведения
Композиция лирического произведения - это
ведущее переживание,

чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
стройность построения, его подчиненность выражению определенной мысли произведения; 
лирическая ситуация (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);
основные части поэтического произведения, их связь (эмоциональный «рисунок»). 

«Пророк»

«Как часто, пестрою толпою окружен»…»

Развитие понятий о композиции лирического произведенияКомпозиция лирического произведения - этоведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; стройность

Слайд 6Понятие о комедии, сатире и гротеске
Один из жанров драмы, изображающий

такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех, называется комедия (от греч. - «весёлая толпа и песнь»).



Смешное в жизни и искусстве называют комическим.
М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех».

Понятие о комедии, сатире и гротеске Один из жанров драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые

Слайд 7Понятие о комедии, сатире и гротеске
Комедия как особая форма комического

в литературе наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки - юмор, иронию, сатиру.



Смех в комедии достигается с помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях, а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, произнесённые не к месту слова и выражения.

Понятие о комедии, сатире и гротеске Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и

Слайд 8Понятие о комедии, сатире и гротеске
Разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство

мира, человеческие пороки, называется сатирой (от лат. - «смесь, всякая всячина»).
Среди отличительных признаков сатиры — сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении, направленность на общественно значимые явления.
Сатира не оставляет надежды на исправление пороков, которые критикуются.
Понятие о комедии, сатире и гротескеРазновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки, называется сатирой (от

Слайд 9Понятие о комедии, сатире и гротеске
Разновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая реальные

пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе правдоподобие и фантастику, ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, называется гротеском (от франц. — «причудливый»).
В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Понятие о комедии, сатире и гротескеРазновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая реальные пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе

Слайд 10Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
Стихотворение в прозе —

небольшое прозаическое произведение лирического характера.

И. С. Тургенев вводит в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы: лирическое размышление или короткую историю (маленькую новеллу, анекдот с моральным выводом) — стихотворение в прозе.

«Порог»

Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанреСтихотворение в прозе — небольшое прозаическое произведение лирического характера.И. С.

Слайд 11Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
В нём могут быть

использованы ритмические и звуковые повторы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.

Стихотворение в прозе обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

«Воробей»

«Голуби»

Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанреВ нём могут быть использованы ритмические и звуковые повторы, то

Слайд 12Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в

характеристике героя

Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ.
При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.
В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев.

Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике герояПовесть — художественное произведение, по

Слайд 13Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в

характеристике героя

Художественная деталь — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.

Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике герояХудожественная деталь — средство художественного

Слайд 14 Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий

метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, в котором используются фантастические допущения, «элементы необычайного», нарушение границ реальности, принятые условности.
Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других

Слайд 15Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
Эзопов язык (по имени

древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему приёмов, с помощью которых писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Эзопов язык - вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему

Слайд 16Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции
Рассказ — небольшое по объёму прозаическое

произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).
Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.
Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.
Развитие понятий об эпосе, рассказе, композицииРассказ — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод

Слайд 17Контраст и антитеза
Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность

черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Антитеза (от греческого — противоположение) — художественный приём, основанный на контрасте (противопоставлении) отдельных элементов произведения.
Контраст и антитезаКонтраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера,

Слайд 18Развитие понятий о пейзаже и портрете
Пейзаж  в литературе – это изображение в литературном

произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Развитие понятий о пейзаже и портретеПейзаж  в литературе – это изображение в литературном произведении картин природы как средство образного

Слайд 19Понятия о сказке-притче, подтексте

Притча — небольшое повествовательное произведение назидательного характера,

представленное в иносказательной (аллегорической) форме.
Притча схожа с басней, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.
В притче смысл всегда более глубокий, она иллюстрирует какую-либо идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов.
Притча часто используется с целью прямого наставления.


Понятия о сказке-притче, подтексте Притча — небольшое повествовательное произведение назидательного характера, представленное в иносказательной (аллегорической) форме.Притча схожа

Слайд 20Понятия о сказке-притче, подтексте
Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но

своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
Подтекст готовит читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Это скрытый смысл высказывания.
Понятия о сказке-притче, подтексте Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей

Слайд 21Развитие понятия о символе
Символ — это определённый условный знак (предметный или

словесный), выражающий суть какого-либо явления.
Символ — от греческого знак, опознавательная примета.
В художественном произведении символ — вид иносказания, определённое обобщение.
Развитие понятия о символеСимвол — это определённый условный знак (предметный или словесный), выражающий суть какого-либо явления.Символ —

Слайд 22Развитие понятия о научно-фантастической литературе
Научная фантастика – отдельная область художественной литературы,

в которой исследуются и прогнозируются последствия достижений научно-технической мысли для человеческой цивилизации. При этом в создаваемых писателями-фантастами картинах, как правило, обнажаются реальные проблемы современного общества.
Развитие понятия о научно-фантастической литературеНаучная фантастика – отдельная область художественной литературы, в которой исследуются и прогнозируются последствия

Слайд 23Развитие понятия о романе

Роман - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь

человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.
Это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя(героев).
Роман отличается объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
Развитие понятия о романеРоман - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными

Слайд 24Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро (1713-1784), французский писатель, философ

Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.	Дени Дидро (1713-1784), французский писатель, философ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика