Слайд 1Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8
классе
Часть 1
Слайд 2Дорогие ребята!
Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести,
как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
Открывая для себя
шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Слайд 3Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди
на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный...
Алио Мирцхулава, грузинский
поэт
Слайд 4Понятие о лирическом герое
Лирический герой - это образ того героя,
настроения, мысли и переживания которого отражены в лирическом произведении.
Лирический герой
— это своеобразное воображаемое лицо, которое существует в художественном мире.
«Выхожу один я на дорогу…»
Слайд 5Развитие понятий о композиции лирического произведения
Композиция лирического произведения - это
ведущее
переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
стройность построения, его подчиненность
выражению определенной мысли произведения;
лирическая ситуация (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);
основные части поэтического произведения, их связь (эмоциональный «рисунок»).
«Пророк»
«Как часто, пестрою толпою окружен»…»
Слайд 6Понятие о комедии, сатире и гротеске
Один из жанров драмы,
изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех, называется
комедия (от греч. - «весёлая толпа и песнь»).
Смешное в жизни и искусстве называют комическим.
М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех».
Слайд 7Понятие о комедии, сатире и гротеске
Комедия как особая форма
комического в литературе наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие
оттенки - юмор, иронию, сатиру.
Смех в комедии достигается с помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях, а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, произнесённые не к месту слова и выражения.
Слайд 8Понятие о комедии, сатире и гротеске
Разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая
несовершенство мира, человеческие пороки, называется сатирой (от лат. - «смесь,
всякая всячина»).
Среди отличительных признаков сатиры — сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении, направленность на общественно значимые явления.
Сатира не оставляет надежды на исправление пороков, которые критикуются.
Слайд 9Понятие о комедии, сатире и гротеске
Разновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая
реальные пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе правдоподобие и фантастику,
ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, называется гротеском (от франц. — «причудливый»).
В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Слайд 10Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
Стихотворение в прозе
— небольшое прозаическое произведение лирического характера.
И. С. Тургенев вводит в
русскую литературу новый прозаический жанр малой формы: лирическое размышление или короткую историю (маленькую новеллу, анекдот с моральным выводом) — стихотворение в прозе.
«Порог»
Слайд 11Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
В нём могут
быть использованы ритмические и звуковые повторы, то есть те средства
выразительности, которые используются в стихотворной речи.
Стихотворение в прозе обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания.
«Воробей»
«Голуби»
Слайд 12Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли
в характеристике героя
Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее,
чем роман, но большее, чем рассказ.
При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.
В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев.
Слайд 13Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли
в характеристике героя
Художественная деталь — средство художественного изображения, которое помогает
через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.
Слайд 14
Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и
творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, в котором
используются фантастические допущения, «элементы необычайного», нарушение границ реальности, принятые условности.
Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Слайд 15Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
Эзопов язык (по
имени древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему приёмов, с помощью
которых писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.
Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Эзопов язык - вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
Слайд 16Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции
Рассказ — небольшое по объёму
прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа
(иногда нескольких персонажей).
Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.
Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.
Слайд 17Контраст и антитеза
Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная
противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Антитеза (от греческого — противоположение) — художественный приём, основанный на контрасте (противопоставлении) отдельных элементов произведения.
Слайд 18Развитие понятий о пейзаже и портрете
Пейзаж в литературе – это изображение в
литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Портрет
— одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Слайд 19Понятия о сказке-притче, подтексте
Притча — небольшое повествовательное произведение назидательного
характера, представленное в иносказательной (аллегорической) форме.
Притча схожа с басней, но
отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.
В притче смысл всегда более глубокий, она иллюстрирует какую-либо идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов.
Притча часто используется с целью прямого наставления.
Слайд 20Понятия о сказке-притче, подтексте
Подтекст — невысказанное прямо в тексте,
но своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение
автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
Подтекст готовит читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Это скрытый смысл высказывания.
Слайд 21Развитие понятия о символе
Символ — это определённый условный знак (предметный
или словесный), выражающий суть какого-либо явления.
Символ — от греческого знак,
опознавательная примета.
В художественном произведении символ — вид иносказания, определённое обобщение.
Слайд 22Развитие понятия о научно-фантастической литературе
Научная фантастика – отдельная область художественной
литературы, в которой исследуются и прогнозируются последствия достижений научно-технической мысли
для человеческой цивилизации. При этом в создаваемых писателями-фантастами картинах, как правило, обнажаются реальные проблемы современного общества.
Слайд 23Развитие понятия о романе
Роман - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий
жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.
Это
развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя(героев).
Роман отличается объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
Слайд 24Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро (1713-1784), французский писатель,
философ