Слайд 1Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи». 6
класс
(Обучение анализу стихотворения)
Презентацию подготовила
Шовкомуд Татьяна Викторовна, учитель русского
языка и литературы МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой
Слайд 2Прослушайте стихотворение «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера
в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Слайд 3Подберите определения к слову «тучи»
темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные,
унылые
Какие ассоциации у вас возникают к слову «тучи»?
дождь, темно, пасмурно,
грустно, скучно, тоскливо
Слайд 4Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение.
Прочитав название,
мы можем предположить, что это стихотворение о природе.
Слайд 5Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные…
Подберите прилагательные к слову «тучки»:
легкие, воздушные, быстрые,
светлые, пушистые, веселые…
Слова-ассоциации:
Небо, лето, солнце, радуга…
Это обращение создает совершенно другое
настроение. Какое?
Беззаботное, легкое, игривое…
Слайд 6Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и
настраивают читателя совсем на другой лад:
вечные странники…
Кто такой странник?
Тот, у
кого нет дома, кто бесприютен, одинок…
Слайд 7В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается
сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»;
и тучки,
и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».
Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.
Слайд 8Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми
сталкивается в жизни человек, которые стали причинами изгнания (назовите такие
вопросы)
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Слайд 9 Задумаемся, какая
из возможных причин изгнания самая
горькая для поэта.
«Друзей клевета ядовитая».
Почему?
Слайд 10Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт
на убегающие тучи.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и
чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Он завидует тучкам?
Жалеет их?
Сочувствует им?
Слайд 11
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение
«будто как я же, изгнанники»
Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...»
Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные», не может им быть изгнания.
А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Слайд 12Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
Тучки –
странники
Олицетворение
Степью лазурною, цепью жемчужною
Метафоры, эпитеты
С милого севера в сторону южную
Эпитет
(родной город на севере)
Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные
Метафорические эпитеты
Слайд 13Вывод
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство,
у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины,
поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Слайд 14Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения:
мысли о человеке, его
чувствах скрыты за образами природных явлений
Слайд 15Прочитаем еще одно стихотворение
УТЕС
Ночевала тучка золотая
На
груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 16О чем это стихотворение?
Назовите двух героев.
Утес и тучка
Речь идет о
природных явлениях?
о душах и судьбах человеческих
Слайд 17Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации
к образам стихотворения
ТУЧКА
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Тучка (уменьш. суффикс)
Золотая
(эпитет)
Умчалась (олицетворение)
Весело (эпитет)
Играя (олицетворение)
По лазури (метафора)
Ассоциации
лёгкая, подвижная,
легкомысленная, светлая
молодость, беззаботность
солнце, чистое небо,
радость бытия и т.д
Слайд 18УТЕС
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
утёс-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина (олицетв.)
старый
(эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.)
Ассоциации
тяжёлый, тёмный,
неподвижный
несчастный
старость, разлука
одиночество
слезы
Слайд 19Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.
это ощущение намеренно
создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов).
светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.
Слайд 20"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая
ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся
строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Слайд 21Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных
эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но",
как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.
Слайд 22"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки",
оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё
более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
Слайд 23В чем же главный смысл стихотворения?
Одиночество
ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают
слова "и тихонько плачет он в пустыне".
Почему "тихонько"?
Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко…
Слайд 24А как мы теперь относимся к "тучке"?
Всё так же
любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её
абсолютной свободе?
А какие чувства испытываем к утесу?
Жалость, сочувствие.
Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения
Слайд 26Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»по плану:
Выявить ключевые образы.
Выписать
лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
Дать истолкование
стихотворения.
Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
Сделать вывод.
Слайд 27
Использованные ресурсы
http://www.eduhmao.ru/info/1/3794/34670/Новые подходы к школьному анализу поэтического текста