Разделы презентаций


Конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворе¬ние Тучи. Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника.

Содержание

Прослушайте стихотворение «Тучи»Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.Кто же вас гонит: судьбы ли

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи». 6

класс (Обучение анализу стихотворения)
Презентацию подготовила
Шовкомуд Татьяна Викторовна, учитель русского

языка и литературы МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила

Слайд 2Прослушайте стихотворение «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера

в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Прослушайте стихотворение «Тучи»Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто как я

Слайд 3Подберите определения к слову «тучи»
темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные,

унылые
Какие ассоциации у вас возникают к слову «тучи»?
дождь, темно, пасмурно,

грустно, скучно, тоскливо

Подберите определения к слову «тучи»темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылыеКакие ассоциации у вас возникают к слову

Слайд 4Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение.
Прочитав название,

мы можем предположить, что это стихотворение о природе.

Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение.Прочитав название, мы можем предположить, что это стихотворение о

Слайд 5Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные…
Подберите прилагательные к слову «тучки»:
легкие, воздушные, быстрые,

светлые, пушистые, веселые…
Слова-ассоциации:
Небо, лето, солнце, радуга…
Это обращение создает совершенно другое

настроение. Какое?
Беззаботное, легкое, игривое…

Прочитаем начало стихотворения:Тучки небесные…Подберите прилагательные к слову «тучки»:легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые…Слова-ассоциации:Небо, лето, солнце, радуга…Это обращение

Слайд 6Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и

настраивают читателя совсем на другой лад:
вечные странники…
Кто такой странник?
Тот, у

кого нет дома, кто бесприютен, одинок…
Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают читателя совсем на другой лад:вечные странники…Кто

Слайд 7В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается

сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»;
и тучки,

и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».
Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.
В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же,

Слайд 8Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми

сталкивается в жизни человек, которые стали причинами изгнания (назовите такие

вопросы)
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые стали причинами

Слайд 9 Задумаемся, какая
из возможных причин изгнания самая

горькая для поэта.

«Друзей клевета ядовитая».
Почему?

Задумаемся, какая  из возможных причин изгнания самая горькая для поэта. «Друзей клевета ядовитая». Почему?

Слайд 10Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт

на убегающие тучи.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и

чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Он завидует тучкам?
Жалеет их?
Сочувствует им?

Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи.Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Слайд 11
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение

«будто как я же, изгнанники»

Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...»


Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - «вечно холодные», не может им быть изгнания.
А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники» Строфа начинается

Слайд 12Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
Тучки –

странники
Олицетворение
Степью лазурною, цепью жемчужною
Метафоры, эпитеты
С милого севера в сторону южную
Эпитет

(родной город на севере)
Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные
Метафорические эпитеты
Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?Тучки – странникиОлицетворениеСтепью лазурною, цепью жемчужноюМетафоры, эпитетыС милого севера

Слайд 13Вывод
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство,

у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины,

поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
ВыводВ судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У

Слайд 14Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения:
мысли о человеке, его

чувствах скрыты за образами природных явлений

Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения:мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений

Слайд 15Прочитаем еще одно стихотворение

УТЕС
Ночевала тучка золотая На

груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Прочитаем еще одно стихотворение

Слайд 16О чем это стихотворение?
Назовите двух героев.
Утес и тучка
Речь идет о

природных явлениях?
о душах и судьбах человеческих

О чем это стихотворение?Назовите двух героев.Утес и тучкаРечь идет о природных явлениях?о душах и судьбах человеческих

Слайд 17Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации

к образам стихотворения ТУЧКА
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Тучка (уменьш. суффикс)
Золотая

(эпитет)
Умчалась (олицетворение)
Весело (эпитет)
Играя (олицетворение)
По лазури (метафора)


Ассоциации
лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая
молодость, беззаботность
солнце, чистое небо, радость бытия и т.д

Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворения ТУЧКАЛексическая цепочка с указанием

Слайд 18УТЕС
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

утёс-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина (олицетв.)
старый

(эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.)


Ассоциации

тяжёлый, тёмный, неподвижный
несчастный

старость, разлука

одиночество

слезы



УТЕСЛексическая цепочка с указанием выразительных средствутёс-великан (эпитет)влажный след (эпитет)морщина (олицетв.) старый (эпитет) одиноко (эпитет)задумался (олицетв.) плачет (олицетв.)

Слайд 19Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.
это ощущение намеренно

создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов).


светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.
Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств

Слайд 20"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая

ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся

строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".


Слайд 21Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных

эмоций не вызывает.

Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но",

как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.
Образ

Слайд 22"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки",

оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё

более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".

Слайд 23В чем же главный смысл стихотворения?
Одиночество
ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают

слова "и тихонько плачет он в пустыне".
Почему "тихонько"?

Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко…
В чем же главный смысл стихотворения?Одиночествоассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова

Слайд 24А как мы теперь относимся к "тучке"?
Всё так же

любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её

абсолютной свободе?
А какие чувства испытываем к утесу?
Жалость, сочувствие.
Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения
А как мы теперь относимся к

Слайд 26Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»по плану:
Выявить ключевые образы.
Выписать

лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
Дать истолкование

стихотворения.
Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
Сделать вывод.

Домашнее задание.Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»по плану:Выявить ключевые образы.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих

Слайд 27
Использованные ресурсы
http://www.eduhmao.ru/info/1/3794/34670/Новые подходы к школьному анализу поэтического текста

Использованные ресурсыhttp://www.eduhmao.ru/info/1/3794/34670/Новые подходы к школьному анализу поэтического текста

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика