Изображение жизни и слово в искусстве романтизма
М.Ю. Лермонтов, «Демон», «Мцыри».
В.А.Жуковский, стихотворения.
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №3»
г.Сарова
Нижегородской области.
2010
Презентация на тему Презентация на тему Изображение жизни и слово в искусстве романтизма из раздела Литература. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма
М.Ю. Лермонтов, «Демон», «Мцыри».
В.А.Жуковский, стихотворения.
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №3»
г.Сарова
Нижегородской области.
2010
Своеобразие произведений романтизма.
Поэтическое слово у романтиков служит передаче исключительного по силе и яркости чувства.
Романтики изображают необыкновенных героев, людей с сильными страстями, готовых на всё ради достижения своей цели.
С романтизмом связано творчество
Жуковского, Батюшкова, поэтов-декабристов,
Пушкина, Лермонтова
Одоевский
Лермонтов
Батюшков
Жуковский
Пушкин
Герои действуют
в необычной обстановке
– в горах Кавказа,
степях Молдавии,
в замке, в монастыре.
Герои находятся в конфликте
с обществом,
томятся в неволе душных городов.
Любовь романтического героя грандиозна,
страдания не могут сравниться с бедами толпы людской.
Люблю тебя не здешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты…
«Демон», М.Ю.Лермонтов
Человек в романтических произведениях предстаёт одержимым одной страстью.
О Мцыри мы знаем немного – только то, что имеет отношение к его мечте. (Какой?)
Всё, что его окружает, несёт на себе печать его личности.
Одни предметы усиливают, повторяют черты героя – так природа в начале его пути испытывает те же чувства, что и Мцыри, и он говорит о дружбе краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой.
Другие предметы оттеняют черты героя по принципу контраста – это монастырь-тюрьма, где томится герой, это природа в конце его пути.
Вспомните, какие черты отличают героев романтических произведений.
Герой романтиков – сильная личность, не похожая на обычных людей толпы.
Это человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе.
Нередко героем оказывается индивидуалист, мечтающий о власти, жестокий мститель, нарушающий нормы человеческого поведения.
Страсть, по мнению романтиков, достойна оправдания.
Демон Лермонтова презирает
весь род людской и считает
себя вправе убить жениха
Тамары и подчинить её своей
власти, потому что он её любит.
И эта любовь предстаёт
как прекрасное и высокое чувство.
Идеал романтиков
противостоит действительности.
Обыкновенная жизнь –
мир неволи, мелочности, пошлости.
Прекрасное вне этого мира.
Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он.
В.А. Жуковский, ст. «Лалла Рук»
Идеал, по мнению романтиков,
даётся свыше и живёт в сердце художника.
Поэтому в романтизме существует культ творца,
поэта, художника, живущего своими мечтами,
противостоящего толпе.
Романтики-живописцы также стремятся нарисовать человека яркого, возвысить его.
Таков портрет Пушкина, созданный художником О.А.Кипренским.
Художнику удалось запечатлеть само вдохновение, высокий строй чувств поэта.
Столь же одухотворённым
предстаёт Кипренский
на автопортрете: это человек,
живущий напряжённой
внутренней жизнью, эмоционально
воспринимающий всё происходящее
вокруг него.
Поэтические открытия В.А.Жуковского
Прочитайте
отрывок из
стихотворения
В.А.Жуковского
«Невыразимое» .
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Что говорит Жуковский
о возможностях
поэтического слова?
Поэт-романтик Жуковский говорит о том, что слово легко может передать яркие внешние признаки предметов, но ему неподвластно то, что слито с сей блестящей красотою, таинственные движения души.
Как В.А.Жуковскому удалось выразить в своих стихотворениях неуловимые движения души, того, что скрыто за поверхностным?
Жуковский находил для выражения
всех нюансов внутренней жизни человека
особые языковые средства.
Отбор не предметных, а отвлечённых существительных (душа, глас, привет, воспоминанье, стремленье, святыня), создающих эмоциональный колорит – особое высокое чувство.
Языковые
особенности
стихотворения
Жуковского
Прилагательные и причастия употреблены в роли существительных
Употребление антонимов, объединённых общим эпитетом, поэтому являющихся также и синонимами.
О милом
радостном и скорбном
Обворожающего глас,
миновавшего привет,
к далёкому стремленье
Всё это обозначает зыбкие, неопределимые,
трудноуловимые душевные движения.
Особенности поэзии Жуковского
Это поэзия эмоциональная, суггестивная, её задача – внушить читателю настроение.
Изображение субъективно: слово не столько изображает объективный предмет, сколько выражает таинственную жизнь души, неопределённые и зыбкие ощущения, вызванные предметом.
Здесь музыка слов и ритма говорит больше, чем лексическое значение слов.
Это стиль, использующий многозначность слова.
далее
Словарь
Суггестивная поэзия (от. лат. suggestio – внушение) – поэзия, основанная не столько на предметно-логических значениях слов, сколько на дополнительных смыслах, ассоциациях, возникающих из звучания слов, ритма, интонации, особенностей синтаксиса.
Обобщим сказанное
Сентименталисты и романтики нашли языковые средства для изображения внутреннего мира человека.
В лирике Жуковского ослаблено предметное значение слов и на первый план выдвинуто эмоциональное, то, что открывается именно в этом словосочетании.
Слово, благодаря своей многозначности, не столько изображает предмет, сколько выражает таинственные движения души, вызванные этим предметом.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть