Слайд 1Выразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота
Кукова Анастасия Григорьевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68
г. Санкт-Петербург
Слайд 2ТРОПЫ
В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с
греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка,
основанные на использовании слов в переносном значении.
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Слайд 3Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
Эпитет (в пер. с греч.
— приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для
данного контекста черту в изображаемом явлении.
От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
Слайд 4ЭПИТЕТ
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются
прилагательными.
Например: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет,
немой покой (И. А. Бунин).
Слайд 5Эпитеты могут также выражаться:
— существительными, выступающими в качестве приложений или
сказуемых, дающих образную характеристику предмета.
Например: волшебница-зима; мать — сыра земля;
Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
— наречиями, выступающими в роли обстоятельств.
Например: На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
— деепричастиями.
Например: волны несутся гремя и сверкая;
— местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.
Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
— причастиями и причастными оборотами.
Например: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении.
Слайд 6 все эпитеты делятся на:
метафорические (в их основе лежит
метафорическое переносное значение.
Например: тучка золотая, бездонное небо, сиреневый туман, облако
ходячее и дерево стоячее.
Слайд 7Метафорические эпитеты – яркая примета авторского стиля:
Ты - мое
васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша
корова,
Грусть соломенную теребя?
(С.А.Есенин. «Я красивых таких не видел?»);
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
(Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?»).
Слайд 8ЭПИТЕТЫ
метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение).
Например: замшевая походка
(В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком
(С. А. Есенин).
Слайд 9Функции эпитетов
В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом
устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon
- искусство запоминания
Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами.
Слайд 10Постоянные эпитеты
«В фольклоре, - пишет литературовед В.П.Аникин, - девица всегда
красна, молодец - добрый, батюшка - родный, детушки - малые,
молодчик - удалый, тело - белое, руки - белые, слезы - горючие, голос - громкий, поклон - низкий, стол - дубовый, вино - зеленое, водочка - сладка, орел - сизый, цветок - алый, камень - горючий, пески - сыпучие, ночь - темная, лес - стоячий, горы - крутые, леса - дремучие, туча - грозная, ветры - буйные, поле - чистое, солнце - красное, лук - тугой, кабак - царев, сабля - острая, волк - серый и пр.»
Слайд 11Функции эпитетов
В зависимости от жанра, подбор эпитетов несколько видоизменялся. Воссоздание
стиля, или стилизация фольклорных жанров предполагает широкое использование постоянных эпитетов.
Например, изобилует постоянными эпитетами «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова: солнце красное, тучки синие, златой венец, грозный царь, удалой боец, дума крепкая, дума черная, сердце жаркое, плечи богатырские, сабля острая и т.д.
Слайд 12Функции эпитета
Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный
на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с
олицетворением.
Например: «...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой.
Например: «Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья» (И. А. Бунин) и другими тропами и фигурами.
Слайд 13Роль эпитетов в тексте
Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов
изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.Помимо
этого, эпитеты могут:
— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.
Например: Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):.
Например: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);
- создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);
Слайд 14Роль эпитета в тексте
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать
авторскую оценку и авторское восприятие явления: «...Дурно пахнут мертвые слова»
(Н. С. Гумилев); «И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим» (С. Н. Сергеев-Ценский); «Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?» (И. С. Тургенев)
Слайд 15Разновидность эпитетов
В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все
эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют существенные
стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом», «на мертвом небе» и т. п.).
В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть»).
Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.
Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.
Слайд 16Сравнение
Это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия
с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем
называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 17Сравнения выражаются различными способами:
формой творительного падежа существительных.
Например: Соловьем залетным
Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов)
Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов
Слайд 18Сравнения выражаются различными способами
формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: Эти
глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова) Девичьи
глаза ярче роз. (А. С. Пушкин) Но глаза синее дня. (С. Есенин) Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин) Вольнее младость. (А. С. Пушкин) Правда дороже золота. (Пословица) Светлее солнца тронный зал. М. Цветаева)
Слайд 19Сравнения выражаются
- сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как
будто и др.
Например: Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается
штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет Глазами синими, как лед. (Д. Самойлов) Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной. (А. Яшин) И стоят за дубровыми сетками Словно нечисть лесная, пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке, Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское, Узором стелется в дали. (В. Брюсов)
Слайд 20Сравнения выражаются
при помощи слов подобный, похожий, это.
Например: На глаза осторожной
кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова);
За рекою в непокое
Вишня
расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,
Обронили пух. (А. Прокофьев)
Слайд 21Сравнения выражаются
- при помощи сравнительных придаточных предложений.
Например: Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С
замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет, С полуночи моросит, Словно занавес кисейный За окошками висит. (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь, Как будто сотни белых крыл Бесшумно понеслись. (В. Тушнова) Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)
Слайд 22Сравнения могут быть прямыми и отрицательными
Отрицательные сравнения особенно характерны для
устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста.
Например: То
не конский топ, Не людская молвь... (А. С. Пушкин)
Слайд 23Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут
быть построены целые тексты
Например, стихотворение Ф. И. Тютчева
«Как над
горячею золой...»:
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает
Слайд 24Роль сравнений в тексте
Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте
с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких,
выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций. Например:
Слайд 25Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться в художественных текстах,
в публицистических, разговорных и научных.
В каждой душе слово живет, горит,
светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)
Слайд 26Метафора (в пер. с греч. — перенос)
это слово или выражение,
которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов
или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.
Например, метафора В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.
Слайд 27малозаметные
Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не
привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.
Например: банк лопнул, хождение
доллара, кружится голова и др.
Слайд 28метафора
В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что
сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе,
что создает компактность и образность употребления слова.
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.
Например: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Слайд 29Все метафоры делятся на две группы
общеязыковые («стертые»)
Например: золотые руки, буря
в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
Стертая -
общепринятая метафора, переносный смысл которой уже не ощущается.
Например: ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов и т.п.
художественные (индивидуально-авторские, поэтические)
Например: И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин); Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Слайд 30Развернутая метафора
На метафоре может строиться целое произведение или большой отрывок
из него. Такая метафора называется «развернутой», в ней образ «развертывается»,
то есть раскрывается подробно. Например:… простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…
А.С.Пушкин "Евгений Онегин» или
Слайд 31Развернутая метафора
Так, стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» - пример развернутой метафоры. Превращение
лирического героя в глашатая воли Господа - поэта-пророка, утоление его
«духовной жажды», то есть желания познать смысл бытия и найти свое призвание, изображается поэтом постепенно: «шестикрылый серафим», посланец Бога, преобразил героя своей «десницею» - правой рукой, которая являлась аллегорией силы и мощи. Божьей властью лирический герой получил иное зрение, иной слух, иные мыслительные и духовные способности. Он смог «внять», то есть постичь, возвышенные, небесные ценности и земное, вещественное бытие, ощутить красоту мира и его страдания. Этот прекрасный и мучительный процесс Пушкин изображает, «нанизывая» одну метафору на другую: глаза героя обретают орлиную зоркость, уши наполняет «шум и звон» жизни, язык перестает быть «празднословным и лукавым», передавая полученную в дар мудрость, «сердце трепетное» превращается в «угль, пылающий огнем». Цепочка метафор скрепляется общей идеей произведения: поэт, каким хотел видеть его Пушкин, должен быть провозвестником будущего и разоблачителем человеческих пороков, своим словом воодушевлять людей, побуждать к добру и правде.
Слайд 32Реализованная - метафора
которая вновь обретает прямое значение. Результат этого процесса
на бытовом уровне часто бывает комическим:
Например: Я вышел из себя
и вошел в автобус
Экзамен не состоится: все билеты проданы.
Если ты ушел в себя, не возвращайся с пустыми руками и т.п.
Слайд 33Реализованная метафора
Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в
поэме «Облако в штанах» он реализует ходовое выражение «нервы разгулялись»
или «нервы шалят»
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной
чечеткой…
Нервы –
большие,
маленькие,
многие, -
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
Слайд 34Виды метафоры
Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма
условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно.
Помимо художественного и
публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра», «электронное облако» и др.)
Слайд 35Роль метафор в тексте
Метафора является одним их самых ярких и
сильных средств создания выразительности и образности текста.
Через метафорическое значение слов
и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель).
Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.
Например: Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы! (А. П. Чехов)