Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД» ЗВЁЗДОЧКА»»
Г.РОСЛАВЛЬ
Картотека игр по развитию
речи
Логопедическая группа
(Старший дошкольный возраст)
Составила:Дядичкина Гюльнара Арифовна
воспитатель
2015г.
Слайд 2
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ГРУППЫ..
ЗАДАЧИ:
1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ;
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ;
4. РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ;
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ;
6. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ИГРЕ
Слайд 3«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход:Вариант1 Педагог поочерёдно
бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить,
как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2 Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Слайд 4«ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»
Цель: закрепление употребления в
речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт
вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог:- Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают?- Бегут, журчат.
Снег – что делает?- Темнеет, тает.
Птицы – что делают?- Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?- Звенит, капает.
Медведь – что делает?- Просыпается, вылезает из берлоги.
Слайд 5ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.
Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с
предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
Педагог:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Слайд 6
ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая
мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Слайд 7«КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления,
внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное,
а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Педагог:- Дети:
Собака- стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
Слайд 8«ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: закрепление в представлении и словаре
ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит
одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
Педагог:- Дети:
Горячий- холодный
Хороший- плохой
Умный- глупый
Весёлый- грустный
Острый- тупой
Гладкий- шероховатый.
Слайд 9«ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»
Цель: закрепление употребления в речи
глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос,
а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
Слайд 10
«КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ?»
Цель: активизация глагольного словаря
детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол,
а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Слайд 11 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных
и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из
кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди- медный
Ваза из хрусталя- хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные.
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Из чего что сделано»
«Разложи по полочкам»
Слайд 12«КТО КЕМ БЫЛ?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление
падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или
животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуб – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка– головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый –ребёнком
«ЧТО БЫВАЕТ ОСЕНЬЮ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного
анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый».
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
Слайд 14«ЛОВИ ДА БРОСАЙ – ЦВЕТА НАЗЫВАЙ»
Цель: подбор существительных
к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения
у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Слайд 15«ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
Цель: закрепление в речи детей
названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая
мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Слайд 16
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных,
развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок,
поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Что бывает круглым?»
«Подбери словечко»
Слайд 17«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие
ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например,
шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
Слайд 18 Цель: закрепление в речи детей согласования
существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного
с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
«Весёлый счет»
«Угадай, кто позвал?»
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.INFO@DOSHVOZRAST.RU
2. HTTP://WWW/MAAM/RU
3.HTTP://POCHEMU4KA.RU
4.HTTP://EKNIGI.ORG/DLJA_DETEJ