Слайд 2Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных бродил берегов,
И столетие мы
лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Анна Ахматова
Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин
(06.06.1799 - 10.02.1837)
Слайд 5Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.)
В 1796г. капитан-поручик лейб-гвардейского Егерского
полка, с 1800г. - в Комиссариатском штате в Москве, в
1811г. - военный советник, в 1824г. - начальник Комиссариатской комиссии резервной армии в Варшаве, с 1817г. в отставке, статский советник. Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне.
Слайд 6Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.)
Урожденная Ганнибал, в 1796г. вышла
замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой
и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Александра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына.
Слайд 7Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.)
Урожденная Пушкина, была всегда дружна с
братом Александром. В 1824г. в ссоре Пушкина с отцом приняла
сторону брата. Поэт знал о тайном браке сестры и в 1828г., по поручению матери, встречал и благословлял новобрачных.
Слайд 8Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.)
Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее
и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте, курса которого не
окончил. Участник персидско-турецкой кампании 1827-1829 г.г., затем перешел в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана. В 1832 г. вышел в отставку в чине капитана. Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости.
Слайд 9Лицей был задуман
Александром I как закрытое привилегированное учебное
заведение для
подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному
учебному заведению Александр I придавал столь важное значение, что
собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой
мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял.
Слайд 10
Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог
царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…..
А.Пушкин
Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?
Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями
А.И.Куницын
Слайд 11
Куницын Александр Петрович (1783-1841). Преподаватель нравственных и политических наук в
Царскосельском лицее (1811-1820). Учился в Санкт-Петербургском Педагогическом институте, слушал лекции
в Германии и Франции. В 1811 г. был произведен в звание адьюнкт-профессора кафедры нравственной философии и правоведения Царскосельского лицея. А. С. Пушкин более всех преподавателей ценил А. П. Куницына. . П. Куницын – автор первого учебного пособия по нравственным наукам. В 1818 г. на средства Лицея он издал «Право естественное». Куницын писал: «Употребление власти общественной без всякого ограничения есть тиранство, и кто оное производит, есть тиран…». Книга была запрещена к использованию в учебных заведениях, автор был уволен из Лицея в 1821 г. В дальнейшем А. П. Куницын преподавал в Педагогическом институте, Пажеском корпусе. В 1826 г. по ходатайству М. М. Сперанского А. П. Куницын был определен в Собственную его императорского величества канцелярию, участвовал в составлении Свода законов. В 1838 г. стал почетным членом Санкт-Петербургского университета, с 1840 г. – директором департамента духовных дел иностранного вероисповедания. Автор научных трудов по русскому праву. Ему Пушкин посвятил поэтические строки
Слайд 16В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные",
то есть лицейские песни, басни, эпиграммы. И на уроках иногда
давали такие задания. Однажды темой сочинения был восход солнца. Мясоедов встал и прочел единственную строчку: "Блеснул на западе румяный царь природы". Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, все дружно расхохотались, а Пушкин приделал окончание: "И изумленные народы Не знают, что им предпринять: Ложиться спать или вставать".
Как-то осенью с Пушкиным произошла история, о которой узнал сам император Александр I.
У одной из фрейлин – княжны Волконской – была очень милая горничная Наташа. В тот вечер Пушкин, услышав в темноте перехода шорох платья, вообразил, что это Наташа, бросился к ней и невиннейшим образом поцеловал. Вдруг рядом распахнулась дверь, и озорник с ужасом увидел, сто это не Наташа, а сама престарелая фрейлина. Он настолько опешил, что бросился бежать, даже не извинившись. Царь был в гневе.
Директор старался смягчить вину Пушкина и просил разрешения у царя насчет извинительного письма. Император согласился.
Слайд 17Иван Пущин – Большой Жанно или Иван Великий
Антон Дельвиг –
Тося, Тосенька
Кюхля
Александр
Пушкин - Француз,
Егоза
Слайд 18
К Наталье
Монах
Несчастие Клита
К другу стихотворцу
Рассудок и любовь
К сестре
К Лицинию. (С латинского)
Батюшкову
Наполеон на Эльбе (1815)
К Пущину. (4 мая)
К
Галичу
Мечтатель
Мое завещание. Друзьям
Воспоминание. (К Пущину)
Послание к Галичу
К Дельвигу
Роза
Слайд 20Антон Антонович Дельвиг
Кюхельбекер
Вильгельм Карлович
Иван Иванович Пущин
Слайд 21Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 — 1846), поэт, прозаик.
Родился 10 июля
(21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство
провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.
В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Уже в 1815 печатался в журналах "Сын Отечества", "Амфион", принимал активное участие в "Вольном обществе любителей российской словесности"
Слайд 22 Дельвиг Антон Антонович (1798 - 1831), поэт.
Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших
лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь.
Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.
После окончания лицея в 1817 Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много пишет.
В 1820 Дельвиг - помощник библиотекаря в Публичной библиотеке, служит под началом И.Крылова, но основное время отдает литературному творчеству, посещает литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сближается с А.Бестужевым, и К.Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.
Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью ("Соловей", музыка А.Алябьева, "Не осенний мелкий дождичек", музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.
В 1825 - 31 издает альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 - 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени. Доносы Ф.Булгарина сыграли свою роль, "состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией" (1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался (14 января, в Петербурге).
Слайд 23И.И.Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1826
Слайд 24- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания.
Докажите.
- Прочитайте еще раз первую строку.
С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?
- С чем сравнивает А.С.Пушкин детскую дружбу с Пущиным? Почему?
- Используя какие приемы, Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?
Слайд 26Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение «К Пущину»