Слайд 1Легенда об Арионе
Презентация к уроку литературы в 6 классе
Автор Черкасова
Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4
г. Болотного
Слайд 2Цели: показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»;
показать, как преобразуются античные образы в литературе
1.
Проверка домашнего задания (объяснение значения выражений)
Слайд 3Титаническая борьба
Титаны (др.-греч. (др.-греч. Τιτάν) — в
древнегреческой мифологии (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги (др.-греч.
Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, муз (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, муз, Лето и других.
Атлант
Слайд 4 Титаническая борьба – изнурительная, тяжелая, требующая многих
усилий
Слайд 5Панический страх
Пан - (греч.
Пан - (греч. Πάν) — в греческой мифологии
Пан - (греч. Πάν) — в греческой мифологии сын бога Гермеса Пан - (греч. Πάν) — в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) — как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.
Слайд 6 Когда родился бог природы Пан, покровитель
лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду:
ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой… Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней играл.
А откуда же пошло выражение панический страх?
Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника.
Слайд 7Олимпийское спокойствие
Обителью древнегреческих богов считалась гора Олимп,
высящаяся на 2917 метров над нынешним Салоникским заливом. Ее вершина
почти всегда закрыта облаками; именно поэтому ее таинственные высоты и стали в воображении эллинов местом пребывания небожителей.
Слайд 8 В связи с этим греческие боги получили
прозвание «олимпийцев» — жителей Олимпа, а присущие им величие, спокойствие
и другие качества стали именоваться «олимпийскими». Скоро слово это стало означать просто превосходную степень; в этом смысле употребляем его и мы. У нас «олимпийское спокойствие» или «величие» — невозмутимое, предельное, как у древнего бога.
Слайд 9Муки Тантала
Тантал — царь Коринфа (вариант:
Лидии, Аргоса или Сипила во Фригии), и сын Зевса(или Тмола),
отец Пелопа и Ниобы. Был любимцем богов, посещал пиры и собрания на Олимпе. Возгордившись, он оскорбил богов и был ими низвергнут в Аид. Мифы по-разному объясняют вину Тантала: а) он разгласил людям тайные решения Зевса; б) похитил со стола богов нектар и амброзию, которые давали бессмертие, и угощал ими людей; в) желая узнать, всеведущи ли боги, пытался накормить их мясом своего сына Пелопа.
Слайд 10Муки Тантала
Его преступление было раскрыто, и
возмездие было страшным. В царстве мертвых Тантал вечно стоит по
горло в воде прозрачного озера. Прямо над его головой свисают гроздья сочных плодов. Но стоит ему наклониться - вода уходит вниз; стоит поднять руку - ветер вскидывает ветки. Терзаемый вечным голодом и жаждой, тщетно кусает свои руки несчастный Тантал; а танталовыми муками люди называют страдания, причиняемые близостью чего-либо крайне необходимого, желанного, что находится рядом, под руками, и все же недоступно.
Слайд 11Сизифов труд
Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный
гордец, он все время обманывал богов и издавался над ними.
Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными.
Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.
Слайд 12Сизифов труд
Наказание Сизифа было страшно не столько
трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа
и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.
Слайд 132. Работа над понятиями миф» и «легенда»
Чтение
определения слова «легенда», запись в тетрадь. Обсуждение: что общего, чем
различаются мифы и легенды.
Слайд 143. Геродот. Легенда об Арионе
Геродот — древнегреческий историк.
Арио́н — греческий
лирический поэт и певец
Слайд 15Легенда об Арионе
Иногда Ариона изображали на морском
коне или на морском змее
Слайд 164. Чтение легенды, беседа по вопросам
Когда и где происходит действие
легенды?
Почему Арион оказался именно на этом корабле?
Как изображены эти мореходы?
Почему они пытались убить Ариона?
Каким показан Периандр?
Что в образе Ариона особенно привлекает?
Почему это произведение называется легендой?
Что главное узнали из легенды?
Слайд 175. Работа со стихотворением
А. С. Пушкина «Арион»
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь
мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Слайд 18 Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
Пушкин и
декабристы
Слайд 19Д/з
Прочитать статью учебника о Гомере
Слайд 20Использованные ресурсы
1. Яндекс. Картинки
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Егорова Н. В. Поурочные разработки
по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004.