Слайд 2Задание на урок:
продолжите заполнять таблицу
«Литература XIV – XVI вв».
Слайд 3Общие черты:
Образование единого государства способствует формированию общерусских культурных традиций;
Расширение «горизонта
обозрения» литературных произведений XV – XVI вв;
В литературе проявляются элементы
патриотизма, национальной гордости;
Слайд 4Центрами грамотности и просвещения остаются по- прежнему монастыри (библиотеки с
рукописными и печатными изданиями).
Учили сначала азбуку, Часослов, письмо, Псалтырь (Евангелие,
премудрость математическая)
Просвещение
Слайд 5Просвещение «Мастера грамоты»
Слайд 6Процесс обучения:
Тексты учили наизусть, вслух в общей школьной комнате.
За нерадение
учитель мог «сокрушать ребра», «учащать раны» своим ученикам.
Той же цели
внушению «книжной премудрости» - служила и «душеспасительная розга».
«Твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслен, а не грубилий человек»
Слайд 7Домостро́й —
анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником
правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и
семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Автор: Сильвестр
Слайд 8
«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:
О
строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну
Слайд 9Грамматика
Максим Грек:
«Начало грамоты греческой
и русской»;
«Предисловие о
буковице, рекше и азбуковице»,
«Беседы об учении грамоте»
«Сказание грамотичным степеней»
Знающие
люди высоко чтили знание грамматики, она сказано в «Азбуковнике» к.XVI века «основание и подошва всяким свободным хитростям»
Слайд 10Арифметика:
Первое пособие по арифметике «Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки
Алгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость».
«малое число» - единицы,
десятки, сотни, тысячи
«тьмы» - десятки тысяч
«легионы» - сотни тысяч
«леодры» - миллионы («число великое словенское»)
«вороны» ( «леодры леодров» - число из 49 цифр)
Изучаются дроби: «числитель» - «верхнее число», «знаменатель» - «исподнее число»
Слайд 11Историческая и политическая мысль
«Повесть о Вавилонском царстве»
приемственность власти византийских
императоров от правителей Вавилона на русской почве дополняется версией передачи
шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху»
Слайд 12Историческая и политическая мысль
«Сказание о князьях Владимирских»
Выводит родословную московских князей
от римского императора Августа. Так возвеличивается самодержавие и суверенность власти
российских монархов.
Иван Грозный в письме к шведскому королю пишет: «Мы от Августа кесаря родством ведемся»
Слайд 13Теория «Москва третий Рим»
Автор: Филофей
Суть теории в том, что в
истории христианства последовательно существовали три великих центра.
Рим – пал из-за
отступления от истинного христианства
Константинополь из-за подписания Флорентийской унии 1439 году. А в 1453 распад христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную)
Москва. А четвертому не бывать.
Слайд 14Публицистика
Ф.И. Карпов (несовершенство общества, светской власти)
И.С Пересветов ( проблемы устроения
государства, положения крестьян, сторонник сильной государственной власти, централизация управления)
А.М.Курбский (переписка
с Иваном IV)
Слайд 16Опишите процесс образования в древнерусских школах.
Что такое «Домострой»? Каково содержание
данного литературного произведения?
Перечислите просветителей или «мастеров грамоты».
Раскройте смысл теории «Москва
– третий Рим»