Слайд 1Марк Алданов. Жизнь и творчество.
Выполнила: Герловская А.Н.
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Широко-Атаманская ООШ
Слайд 2Марк Алданов (урожденный Марк Александрович Ландау; Алданов — анаграмма, ставшая
затем из псевдонима настоящей фамилией; 26 октября (7 ноября) 1886,
Киев — 25 февраля 1957, Ницца) — русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.
Слайд 3Доэмигрантский период
Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье, окончил университет
в Киеве (два факультета — физико-математический и юридический), затем много
учился и работал в Западной Европе; увлёкся европейской историей, познакомился с некоторыми свидетелями эпохи (в частности, императрицей Евгенией) и политиками. Посетил также Северную Африку и Ближний Восток. Начало Первой мировой войны встретил в Париже, затем вернулся в Россию. В России работал в основном по специальности химика, исключение составил изданный в 1915 первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан».
Слайд 4В 1917 и 1918 Алданов выпустил «Армагеддон» — две книги
диалогов между «Химиком» и «Писателем» на общественно-политические и философские темы.
Здесь уже вполне обозначились основные черты его творчества: основанная на огромном историческом опыте скептическая ирония по отношению к государственной деятельности, войнам, нравственному прогрессу человечества, признание огромной значимости роли простого случая в истории; вместе с тем вера в высшие ценности — «Красоту-добро».
Слайд 5Первый эмигрантский период (1918—1940)
В эмиграции (Алданов во время Гражданской войны
выехал в Стамбул с делегацией эсеров, а затем в Париж)
он с большим успехом дебютировал как исторический романист, выпустив тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн — «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров», а затем и трилогию из недавнего времени, периода первой мировой войны и русской революции и эмиграции — «Ключ», «Бегство» и «Пещера». В романах Алданова, помимо сложно построенного сюжета и ярких характеристик исторических лиц, присутствуют обычно историко-философские рассуждения, вложенные в уста вымышленных персонажей-резонёров.
Слайд 6 Второй эмигрантский период (1940—1957)
После падения Парижа в 1940 Алданов переезжает
в США, пишет в газете «Новое русское слово» и «Русском
журнале», переходит от очерков к «политическим рассказам» на современные темы, связанные прежде всего со Второй мировой войной. В рассказе «Фельдмаршал» он предсказал Заговор 20 июля. Вернувшись после войны во Францию, Алданов написал два больших романа в своем прежнем стиле: «Истоки» — о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II и «Самоубийство» — о русской революции, примыкающую к довоенным повестям «Повесть о смерти», действие которой происходит в 1848, а также ряд художественных произведений в не свойственной ему прежде остросюжетной манере, однако с неизменной философски-исторической проблематикой («Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред», «Каид»).
Слайд 7Среди крупных работ позднего периода Алданова — его философский opus
magnum «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), построенный, как и ранние
работы, в виде диалога двух alter ego автора. Там ставятся, помимо давно занимавшей его проблемы решающего влияния случая на историю (с рядом интересных case studies), вопросы нравственности, «вечных ценностей», общественного контроля за действием политиков, принципов философии Декарта, некоторые политические вопросы (так, ещё при жизни Сталина он сделал весьма интересные предсказания об исходе холодной войны и о стратегии будущего распада СССР; несмотря на неприятие тоталитаризма и большевизма, к такой перспективе он относился отрицательно).
В эмиграции Алданов продолжал работать и как химик; его книга 1937 г. «Actinochimie» вызвала высокую оценку европейских коллег. В 1951 он издал книгу «К вопросу о возможности новых концепций в химии».