Слайд 1Мастер и Маргарита
История создания романа
Слайд 2Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен
и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован
только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Слайд 3Время начала работы
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков
в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой
редакции роман имел варианты названий:
«Черный маг»
«Копыто инженера»
«Жонглер с копытом»
«Сын В.»
«Гастроль»
Слайд 4Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта
1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош».
Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Слайд 5Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К
роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита
и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок«Фантастический роман» и варианты названий:
«Великий канцлер»
«Сатана»
«Вот и я»
«Черный маг»
«Копыто консультанта»
Слайд 6Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась
«Князь
тьмы»
Но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и
Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…
Слайд 7Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10
лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками,
либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…
Слайд 8Из истории создания романа мы видим, что он был задуман
и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в
нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…
Слайд 9Роман «Мастер и Маргарита»
Надо сказать, что при написании романа Булгаков
пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные
моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров:
человеческого (все люди в романе)
библейского (библейские персонажи)
космического (Воланд и его свита)
Слайд 10Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира
– частные. Один из них – человеческий, микрокосм; другой –
символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего зем-ного тела.
Слайд 11 В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии
и борьбы добра и зла (это является главной проблемой романа).
Добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро
Слайд 12 Как сказал Воланд Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если
бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если
бы с нее исчезли все тени?». Должно быть некое равновесие между добром и злом, которое в Москве было на-рушено: чаша весов резко склонилась в сторону последнего и Воланд пришел, как главный каратель, чтобы восстановить его.