Слайд 1Материалы для подготовки к итоговому сочинению
Презентация включает примерные темы по
пяти направлениям ИС, список литературы для чтения.
Составитель презентации: Козлова Т.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская гимназия»
Слайд 2Критерии оценки ИС:
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения,
соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество
слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 3Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
«Соответствие теме»;
«Аргументация.
Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
Критерии № 1
и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Слайд 41) Направление «Разум и чувство»
Направление предполагает раздумье о разуме и
чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют
на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Слайд 5Примерные темы:
Как связаны между собой разум и чувства?
Как природа помогает
понять мир человеческих чувств?
«Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри
добрым чувством…» (В.П. Ключевский)
«Главное в человеке не ум, а то, что им управляет, - сердце, добрые чувства…» (Ф.М. Достоевский)
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.» (М.М.Пришвин)
«Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»(В.Г. Белинский)
«Ум – способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский)
«Нравственность – это разум сердца» (Генрих Гейне)
Возможен ли конфликт между разумом и чувствами?
«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер)
Слайд 6Что почитать
Отечественная литература:
Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско»
Гончаров И.А. «Обломов»
Горький М.
«На дне», «Старуха Изергиль»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Достоевский Ф.М. «Преступление
и наказание»
Замятин Е. «Мы»
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
Островский А.Н. «Гроза»
Паустовский К. «Телеграмма»
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
Толстой Л.Н. «Война и мир», «После бала»
Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Фонвизин Д.И. «Недоросль»
Чехов А.П. «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»
Слайд 7Мировая литература:
Бронте Ш. «Джейн Эйр»
Оруэлл «1984»
Шекспир У. «Гамлет»
Слайд 82) Направление «Честь и бесчестие»
(проблема нравственного выбора)
В основе направления
лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу
совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 9Примерные темы
Как вы понимаете слова А.П. Чехова «Честь нельзя отнять,
её можно потерять»?
Что значит идти дорогой чести?
Идея личной чести и
судьба Родины в русской литературе.
Может ли честь противостоять бесчестию?
Что помогает сделать нравственный выбор между честью и бесчестием?
Что такое честь истинная и честь ложная?
Честь и долг: как связаны эти понятия?
Как вы понимаете высказывание Б.Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?
Слайд 10Отечественная литература:
Быков В.В. «Сотников»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Куприн А.И. «Поединок»
Лермонтов М.Ю.
«Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова…»
Пушкин А.С. «Выстрел»,
«Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Распутин В «Живи и помни»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
«Слово о полку Игореве»
Слайд 113)Направление «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении
в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано
как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 12Примерные темы:
Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его
страны?
К чему могут привести поражения?
В чем важность победы над собой?
Путь
к самому себе: победы и поражения.
Может ли поражение стать победой?
Может ли победа стать поражением?
Победы или поражения помогают человеку найти себя?
Победы и поражения героев литературы.
Зачем читать книги о войне?
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э.Хемингуэй)
«Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение» (Ю.Цезарь)
Слайд 13Отечественная литература:
Астафьев В.П. «Царь-рыба»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Васильев Б. «А
зори здесь тихие»
Гончаров И.А. «Обломов»
Горький М. «Старуха Изергиль»
Грибоедов А.С. «Горе
от ума»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Лермонтов М.Ю. «Бородино»
Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»
Платонов А.П. «Одухотворенные люди»
Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
«Слово о полку Игореве»
Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Трифонов Ю.В. «Обмен»
Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Шолохов М.А. «Судьба человека», «Тихий Дон»
Слайд 14Мировая литература:
Льюис К.С. «Хроники Нарнии»
Хемингуэй Э. «Старик и море»
Ремарк «На
западном фронте без перемен», «Жизнь взаймы»
Слайд 15
4) Напраление «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения
о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества
в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 16Примерные темы:
Может ли опытный человек ошибаться?
«Опыт — самый
лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).
Всегда
ли неопытность ведёт к беде?
Источник нашей мудрости — наш опыт.
Какой опыт дает война?
Что ценно для личности: приобретение опыта или преодоление ошибок?
Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.
Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.
Самая плохая черта, которая есть во всех людях, — это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.
Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.
Чем для детей может быть ценен опыт отцов? Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
Слайд 17Что почитать:
Алексин А.Г. «Безумная Евдокия», «Сердечная недостаточность»
Астафьев В.П. «Последний поклон»,
«Васюткино озеро»,
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»,
М. Горький «Старуха
Изергиль»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Екимов Б. «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…»
Куприн А.И. «Олеся»
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
Паустовский К.Г. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Распутин В.Г. «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Последний срок»
«Слово о полку Игореве»
Тендряков «Шестьдесят свечей», «Расплата»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Тургенев И.С. «Отцы и дети», «Ася»
Чехов А.П. «Ионыч», «Вишневый сад»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Слайд 18Мировая литература:
Брэдбери «Все лето в один день», «451 градус по
Фаренгейту» (ошибки и опыт Гая Монтэга), «Вельд»
Д. Сэлинджер "Над
пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);
Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
Генри Марш «Не навреди»
Слайд 195) Направление «Дружба и вражда»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности
человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их
сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 20Родители и дети: дружба или вражда?
«Птица сильна крыльями, а человек
дружбой» (пословица)
Какую роль в становлении личности играет дружба?
Книга о дружбе,
которая меня взволновала
Какие качества раскрывает в человеке дружба?
Помогает ли дружба понять себя?
«Из двух друзей всегда один раб другого»? (Печорин)
Легко ли быть настоящим другом?
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
В чем ценность дружбы между народами?
Возможные формулировки тем
Слайд 21Отечественная литература:
Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем»
Гончаров И.А. «Обломов»
Железников В. «Чучело»
Куприн А.И. «Поединок»
Лермонтов М.Ю.
«Герой нашего времени»
Пушкин А.С. «Евгений Онегин», «Дубровский»
Тендряков В.Ф. «Ночь после выпуска»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Слайд 22Мировая литература:
Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме»
Голдинг У. «Повелитель мух»
Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Ремарк «Три товарища»