Разделы презентаций


Матрёнин двор А.И. Солженицын

Содержание

Цели и задачи:1. Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.2. Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.3. Воспитание учащихся на основе вечных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Учитель русского языка

и литературы Рябова Людмила Даниловна МОУ «Андринская СОШ»

Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»   Учитель русского языка и литературы  Рябова Людмила

Слайд 2Цели и задачи:
1. Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями

как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
2. Подвести учащихся к осмыслению

образа Матрёны как праведницы земли русской.
3. Воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.
Цели и задачи:1. Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.2. Подвести

Слайд 3 Каждый из нас встречал необыкновенных

людей, их не десятеро и не сто на Россию, -

это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут же погружались опять на нашу обречённую глубину. (А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)  
Каждый из нас встречал   необыкновенных людей, их не десятеро и не сто

Слайд 4 Александр Исаевич Солженицын
Писатель-

мыслитель

1918 - 2008

Александр     Исаевич  СолженицынПисатель-  мыслитель 1918 - 2008

Слайд 5Александр Солженицын
Имя при рождении: Александр Исаевич Солженицын
Дата рождения: 11 декабря 1918
Место

рождения: Кисловодск, РСФСР
Дата смерти: 3 августа 2008 (89 лет)
Место смерти:

Москва, Россия
Род деятельности: писатель, публицист, поэт и общественный деятель
Жанр: повесть, рассказ, публицистика, эссе, роман, «крохотки», лексикография
Премии: Нобелевская премия по литературе Темплтоновская премия Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова Российской Академии наук Большая премия Французской Академии морально-политических наук
Премия Российской Федерации Звания: академик Российской Академии наук
Награды Орден Святого Андрея Первозванного, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден Звезды Румынии

Александр СолженицынИмя при рождении: Александр Исаевич СолженицынДата рождения: 11 декабря 1918Место рождения: Кисловодск, РСФСРДата смерти: 3 августа 2008

Слайд 6Корни
Родители писателя: Исаакий Семенович и

Таисия Захаровна Солженицыны
Город Кисловодск
Ставропольского края.
Дом,
в котором прошли


первые 6 лет жизни.
Город Ростов-на-Дону.
Дом, в котором жил
школьник Саня Солженицын
КорниРодители писателя:      Исаакий Семенович и Таисия Захаровна СолженицыныГород Кисловодск Ставропольского края. Дом,

Слайд 7Студенческие годы Ростовский государственный университет
Лучшие друзья: Кирилл Симонян и
Лида Ежерец

Студенческие годы Ростовский государственный университетЛучшие друзья: Кирилл Симонян и Лида Ежерец

Слайд 8Война
Курсант артиллерийского

училища
Командир батальона
капитан Солженицын

Война  Курсант артиллерийского            училищаКомандир батальона

Слайд 9Ссылка. Матренин двор
Деревня Мильцево Владимирской области
Матрена Васильевна Захарова у своего

дома. 1956 год

Ссылка. Матренин дворДеревня Мильцево Владимирской областиМатрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год

Слайд 101970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля
Лауреат Нобелевской премии
1974 год. Кампания

против Солженицына в советской прессе

1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травляЛауреат Нобелевской премии1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Слайд 111965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: «Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей

в СССР
Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник
1970 г.

1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»:  «Опыт художественного исследования»  государственной системы уничтожения людей в СССРНаталья Светлова – жена,

Слайд 12 Великий русский писатель
Книги, перевернувшие общественное сознание


Великий русский писательКниги, перевернувшие общественное сознание

Слайд 13Солженицын вернулся
Встреча писателя.
Хабаровск и Новосибирск.

Солженицын вернулсяВстреча писателя.Хабаровск и Новосибирск.

Слайд 14 1994 год
Снова в Москве

1994 годСнова в Москве

Слайд 15 Это была поистине могучая фигура. И в литературе,

и в общественной жизни это была одна из самых могучих

фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.
В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир —
не стало великого нравственника, справедливца, таланта.
Валентин Распутин
Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна

Слайд 16 Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году.

Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался,

вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в

Слайд 17 После реабилитации в 1957 году Солженицын жил

в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены

Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области

Слайд 18 Изначально автор назвал свое

произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году

во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
Изначально автор назвал свое    произведение  «Не стоит село без

Слайд 19 Работа в группах
I группа – расскажите о

судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они

Матрену? Почему?
II группа- что сопровождает жизнь праведника и грешника? (Составить таблицу)
III группа- составьте устный словесный портрет Матрены. Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины-Матрены?
IV группа- что позволяет писателю назвать Матрёну праведницей?
V группа- каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.
Работа в группах  I группа – расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней

Слайд 20

Проверь себя

 I группа Матрёну не ценят в деревне. «Не бережная»,бесплатно другим помогает, с «презрительным сожалением» говорят односельчане «даже о сердечности и простоте» Матрены.
Проверь себя

Слайд 22

IV группа Матрена

обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.  

Слайд 23

V группа Матрёна оказывается

необыкновенным, душевным, чистым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

 


Слайд 24

Синквейн

Праведник Духовный, человечный. Сострадает, любит, не судит. Бескорыстно помогает людям. Нравственность.
Синквейн

Слайд 25Рефлексия
Какой вывод мы можем с вами сделать по теме нашего

урока?

РефлексияКакой вывод мы можем с вами сделать по теме нашего урока?

Слайд 26Выводы по уроку
Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для

нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если

бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.
Выводы по урокуЖизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести

Слайд 27Домашнее задание:
В жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня

праведники?»

Домашнее задание:В жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня праведники?»

Слайд 28Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика