Разделы презентаций


Мертвые души. История создания, Жанр. Композиция 9 класс

Содержание

Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Мёртвые души»
История создания.
Жанр.
Композиция.

«Мёртвые души»История создания.Жанр. Композиция.

Слайд 4 Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825

г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек

мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?»
Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка

Слайд 5 В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума»

передает весь ужас своей эпохи. Он писал: «Это вопль, это

стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»
В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал:

Слайд 7«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку

всю Русь»

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»

Слайд 8 Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим

отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии,

затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.
Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836

Слайд 9«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает

ответа».

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

Слайд 10 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром

Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане

Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или (и крупными) «Мёртвые души».
9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без

Слайд 12 Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе

с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян,

«мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.
Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить

Слайд 13Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова

по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в

начале своего путешествия, автор назвал город N.

Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга.

Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился

Слайд 14Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей,

Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души»

к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».
Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл

Слайд 15 Мы видим ленивую Русь не только в образе

помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и

в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.
Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города:

Слайд 16Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально

существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова —

парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.
Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми

Слайд 18 Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не

замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам —

«мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье…
Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому

Слайд 19 «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами,

высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся

площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.
Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»
«Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы,

Слайд 20Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) — поэтический жанр.
Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному

автору, большая стихотворная повествовательная форма.
Жанр

Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма.Жанр

Слайд 21 Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни,

новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения,

и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».
Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более

Слайд 22Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения,

разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность

композиции, наличие нескольких конфликтов.

Повесть – жанр эпоса, в древнерусской литературе – повествование о реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе.

Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.

Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое

Слайд 23 Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём,

заключающийся в отступлении автора от сюжетного повествования;
авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или

имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях.
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от  сюжетного повествования;авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение

Слайд 24Композиция
1I глава – развёрнутое вступление к поэме.
Повествование начинается без традиционной

для русской прозы 30 – 40-х гг. XIX в. экспозиции

– деловито и энергично: мы ничего не знаем о Чичикове и о том, как он пришёл к мысли о покупке мёртвых душ (об этом в 11
главе).
Композиция1I глава – развёрнутое вступление к поэме.Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 – 40-х гг.

Слайд 25Главы построены по одному плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности

помещика, встречи хозяина и гостя, совместного обеда, сцены купли-продажи мёртвых

душ. Повторяющийся план создаёт ощущение однотипности изображаемых явлений.
Главы построены по одному плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности помещика, встречи хозяина и гостя, совместного обеда,

Слайд 26VII – X главы – губернское общество.
В X главу

включена «Повесть о капитане Копейкине».

VII – X главы – губернское общество. В X главу включена «Повесть о капитане Копейкине».

Слайд 27XI глава: история Чичикова.

XI глава: история Чичикова.

Слайд 28Мёртвые души
В крепостной России с начала XVIII

века проводились регулярные переписи крестьян для взимания налогов с помещиков,

владельцев крестьян. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. По этому списку помещики и уплачивали налог в казну за своих крепостных крестьян.
Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых.
Мёртвые души   В крепостной России с начала XVIII века проводились регулярные переписи крестьян для взимания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика