Слайд 2Иван Цветаев, известный профессор Московского университета, основатель Музея Изящных Искусств
( Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) От детских лет у
Марины осталась память на всю жизнь об уютном доме в Трёхпрудном переулке, о «книгах в красном переплёте» в домашней библиотеке.
Слайд 3 Мама, Мария Мейн, прекрасная пианистка, с классическим музыкальным образованием,
Слайд 4«Вся моя жизнь роман с собственной душой, с городом, где
живу, с деревом на краю дороги,- с воздухом»
«Красною кистью Рябина
зажглась. Падали листья. Я родилась.»
Слайд 5Стихи Марина Цветаева начала писать с шести лет. Училась в
московских частных гимназиях, в 16 лет поехала во Францию, где
прослушала в Сорбонне курс старофранцузской литературы. Печататься начала в 16 лет, а в 18 выпустила первый поэтический сборник – « Вечерний альбом», изданный в количестве 500 экземпляров
Слайд 6Дом М.И. Цветаевой.
Комната Марины Цветаевой
Слайд 7Поэтический рост Цветаевой пришёлся на лихое время Первой мировой войны,
революций 1905, 1917 годов, гражданской войны. В послереволюционные годы Цветаева
жила почти в полном отчуждении от литературной среды, изредка появляясь на поэтических вечерах.
Слайд 87 января состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В
1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, друга
юности, который помогал издавать поэтические сборники.
Слайд 9Сергей Эфрон – белый офицер, переживший разгром Деникина и Врангеля,
в начале 20-х годов был студентом университета в Праге. В
1922 году Марине Цветаевой с дочерью было разрешено уехать за границу к мужу, где у них родился сын Георгий.
Слайд 10В июне 1939 года М.Цветаева с сыном Георгием возвращается на
родину к мужу и дочери Ариадне, которые приехали в Москву
раньше. Поселились в подмосковном Болшеве. В 1936 году арестована Ариадна, осенью 1939 – Сергей Эфрон.
« …Не быть в России, забыть Россию –может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью»
Слайд 11В эвакуации Марина Цветаева пытается как- то наладить свой быт,
продаёт оставшиеся вещи, конфликтует с сыном, не желающим понимать ту
сложную ситуацию, в которой она оказалась. Безысходность ситуации, унижения, тяжёлая зависимость от обстоятельств… 31 августа 1941 года « одиночества верховный час» окончательно настиг Марину Ивановну – она покончила с собой в Елабуге в старом деревенском доме, оставив две записки- сыну Георгию и поэту Асееву.
Слайд 12Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается.
Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное
еще в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед…
Слайд 13Поэты – умирают. Поэзия– остаётся
Слайд 14«Бежит тропинка с бугорка…».
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же
сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И
всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай
И полдень рай и эсе закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы..
Слайд 15«Наши царства».
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки,
деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе — феи,
добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на всё — на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих...
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё невзрослый передаст ли стих?
Слайд 161. Кого поэтесса называет феями?
а) Себя и своих
подруг; б) себя и свою подругу; в) бабочек.
2.
Какими поэтесса называет свои владения?
а) Царственно-богатыми; б) таинственными и завлекающими; в) небольшими, но при этом огромными.
3. Кто смотрит на окружающее иначе, чем девочки?
а) Их друзья; б) старшие; в) их братья.
Слайд 174. Как бежит тропинка?
а) Как бы резвясь и играя;
б) как бы под детскими ногами; в) как бы под
тихими шагами.
5. Какую реку упоминает поэт?
а) Волгу; б) Оку; в) Неву.
6. Чем были утро, полдень, вечер в то время?
а) Раем; б) волшебством; в) неприятными воспоминаниями.
7. О каких цветах говорит поэтесса в конце стихотворения?
а) О розах; б) мальвах; в) пионах
Слайд 181 – б;
2 – а;
3 – б;
4
– б;
5 – б;
6 – а;
7 –
б