Слайд 1Что такое выставочная деятельность библиотек
Слайд 3Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и
извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее
в виде новых знаний.
То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетентности
Слайд 5Книжная выставка — это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных
произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для
обозрения и ознакомления.
Слайд 6Как давно появились книжные выставки в библиотеках России?
Книжные выставки относятся
к традиционным формам работы с читателями, в библиотеках России они появились
в середине ХIХ века. В частности в Публичной библиотеке Петербурга.
Слайд 7Требования к выставочной работе
Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе библиотек,
являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность
Слайд 8Kомфортность представляет собой совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности для
работы с книгой и одновременно отдыха читателей.
Наглядность нередко трактуется
только как то, что можно непосредственно увидеть и показать. Это снижает эффективность использования наглядности как приема, искусственно ограничивая диапазон ее возможных применений
Слайд 9Извлечения из книги Н.В.Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек», предлагаемые в
подборке, могут стать для школьных библиотекарей методическими рекомендациями в работе
над выставками
Слайд 10Что такое выставочная работа?
Выставочная работа — это деятельность по организации
выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подведение
итогов выставки. Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
Слайд 11Из каких этапов она состоит?
Выбор темы;
определение целевого
и читательского назначения;
выявление и отбор документов;
подбор
вспомогательных материалов;
разработка структуры книжной выставки;
оформление книжной выставки;
реклама книжной выставки;
анализ эффективности книжной выставки.
Слайд 12Как правильно отобрать документы для выставки?
Лучше всего это сделать
в два этапа:
Сначала выявить все документы, какие есть в
библиотеке по данной теме книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие.
Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу.
Слайд 13В работе библиотек используется три вида наглядности:
документ, представленный в фонде
библиотеки в режиме открытого доступа;
образ документа как элемент библиотечной выставки,
плаката, рекомендательного списка литературы;
библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.
Слайд 14Подбор вспомогательных материалов.
Это могут быть:
художественные элементы (портреты, иллюстрации,
плакаты, репродукции картин, фотографии, фотообои);
декоративные элементы (цветы, драпировки,
вышитые полотенца, изделия из бересты, каргопольская игрушка, шепная «птица счастья»);
природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;
«творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на книги, мини-сочинения);
предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи) и многое другое.
Слайд 15 Какой должна быть структура книжной выставки?
Конкретной цифры количества книг
на выставке нет и быть не может. Оно зависит от
многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество книг, разделов, наличие цитат и пояснительных текстов вам лучше всего подскажет логика выставки, ее идея. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной
Слайд 16Каким должно быть название выставки?
• Информационно емким, передающим суть;
• лаконичным, то есть состоять всего из нескольких слов (оптимально
— не более 4-5);
• нешаблонным (в виде папирусного свитка, воздушного шарика, цветка, рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки).
Названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стиха или песни («Азбука — к мудрости ступенька», «Почитай учителя как родителя», «Дом вести — не лапти плести», «Храни огонь родного очага», «Я помню чудное мгновенье», «В лесу родилась ёлочка»).
Слайд 17Как правильно оформить библиотечную выставку?
Оформление выставок — одно из интересных
направлений библиотечного дизайна. Дизайн имеет свои правила: во-первых заголовок
Заголовки в
виде цветка, шарика, машинки, солнышка, облачка не оставят равнодушным читателя-ребенка. При создании заголовка можно использовать самые разные материалы: ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт.
Слайд 18Подбор цвета и цветовых сочетаний.
Большое значение имеет подбор цвета
и цветовых сочетаний. Желательно использовать при оформлении не более трех
цветов: красный, синий, желтый, — и дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый, которые служат для выделения основных цветов.
Наиболее удачно сочетаются: белый на синем; белый на красном; белый на зеленом; красно-бело-синий; черный с желтым; черный ё оранжевым; черный с золотым; черный с серебряным.
Слайд 19Шрифт для заголовка и разделов.
Он должен соответствовать содержанию выставки. Например,
если выставка посвящена истории России или устному творчеству русского народа
(сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, загадкам), то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский.
Если выставка предлагает материал о средневековье, о феодалах, о рыцарях, то можно для ее оформления выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках, посвященных поэзии— легкий вензельный.
Слайд 20Где и как разместить библиотечную выставку?
Выставки могут располагаться
в самых неожиданных местах: в вестибюле, в витринах, в окнах,
на столах. Но чаще всего их оформляют на специальных выставочных стеллажах прямоугольной формы.
Если в библиотеке достаточно места, стоит попытаться создать выставочное пространство. Это может быть полукруг, волнообразный вариант, шахматный, угловой.
Слайд 21Как привлечь внимание читателей к выставке?
Рассказать о выставке в индивидуальной
беседе одному читателю, можно — сразу нескольким, провести краткий обзор
у выставки, рекомендательный обзор лучших книг. Вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. Конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке.
Самая интересная и эффективная, самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки — это ее премьера (или презентация).
Слайд 22Реклама книжной выставки
Плакаты- объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое
главное здесь — правильно составить рекламный текст. Основными элементами любого
рекламного текста являются:
• краткий рекламный лозунг; • небольшой текст, раскрывающий основную мысль; • информационный блок и аргументы; • справочные сведения. Рекламный текст должен: • привлечь внимание; • убедить в необходимости воспользоваться вашим предложением; • заставить запомнить основную мысль; • заставить посетить вашу библиотеку.
Слайд 23Эффективность библиотечной выставки
Прежде всего – это учет. Для этого
в «дневнике библиотеки» надо выделить отдельную графу, в которую ежедневно
заносить число документов, выданных читателям с выставки. Соответствующая пометка должна быть сделана библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки.
Для этого надо число книговыдач с выставки разделить на число документов, представленных на выставке.
Используются методы опроса читателей — беседы, интервью, анкетирование.
Слайд 24В чем залог успеха библиотечной выставки?
Главное в выставке —
это ее идея, главная мысль, которую вы должны донести до
читателя.
Главная задача библиотечной выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары — это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.
Слайд 25Специалисты предлагают выставки классифицировать по ряду следующих признаков:
По статусу
- самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;
По содержанию - универсальные,
отраслевые, тематические, персональные;
По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;
По времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов - новых поступлений, за разные годы, забытых изданий;
По месту экспонирования - организуемые в библиотеке или за ее пределами;
Слайд 26По срокам функционирования - постоянные, длительные, кратковременные;
По полноте раскрытия
фонда - просмотровые, локальные, полочные;
По видам изданий - книжные,
других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);
Слайд 27По конструкционным особенностям - витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-развалы на столах,
передвижные, кольцевые и др.;
По основанию для проведения - по
инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
По степени доступности - бесплатные и платные;
По источникам финансирования - бюджетные, внебюджетные.
Слайд 28Практический опыт библиотек помогает выделить следующие виды выставок:
· Выставка-вопрос: для
оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике.
На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Например:
А у нас сегодня гость? (об этикете). Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.
Слайд 29· Озвученная выставка: предполагается музыкальное оформление, наличие аудио- или видеосопровождения.
Например:
Какая птица как поет? Такую выставку можно оформить для
любого возраста.
· Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки:
Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров. Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие. Эту книгу я возьму с собой в поход.
· Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
Слайд 30· Выставка-тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста и
старшеклассников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо
советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
· Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке.
Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.
· Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем социального развития подростков, оказание помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов.