Слайд 1Образ
«Маленького человека»
в русской литературе
XVIII-XX вв.
Выполнила: ученица
8 «Г» класса
МБОУ СОШ №45 г. Владивостока
Сологуб Виктория
учитель Фролова
Виктория Васильевна
Слайд 2Образ «маленького человека» в русской литературе
конца XVIII начала XIX века
«Маленький человек» -
тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30
годах XIX века. Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц
литературных произведений.
Слайд 3Тема «маленького человека» в произведении Н. М. Карамзина
«Бедная Лиза»
«Карамзиным
началась новая эпоха русской литературы», - утверждал Белинский. «Бедная Лиза»
(1729г.) - самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее крайне прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Лиза отдается ему, а молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. В конце концов, обманутая в чувствах Лиза
бросается в пруд. Карамзин положил
начало циклу литературы о
«маленьких людях» и именно он
открыл дорогу в другим
классикам.
Слайд 4«Маленький человек» в произведении А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
В комедии
Грибоедова показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Первые -
это люди, которые понимают к чему придет Россия, если оставить жизнь такой, как она есть. Вторые – люди, которых вполне устраивает их жизнь. Олицетворяют эти стороны два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. В фамусовском мире живет Молчалин, который относится к «маленьким людям». В скором времени он становится правой рукой своего начальника. На самом деле он - хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед
чем не остановится ради достижения своей
цели. Его представление о счастье однобоко:
богатство, удачная карьера, весомое
положение в обществе. Молчалин в
изображении Грибоедова не только жалок
и противен, но и опасен и совсем не похож
на героев Пушкина.
Слайд 5Образ «маленького человека» в произведении А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»
Пушкин делает
первую попытку изобразить «маленького человека» в своей повести «Станционный смотритель».
Самсон Вырин был не в состоянии бороться за любимую дочь, и он потерялся в жизни и умер в тоске по дочери. Пушкину дорог его герой, живущий в горе и нужде. Демократизмом и
гуманностью проникнута повесть, так р реалистично изображающая «маленького ч человека». Судьба «маленького
человека» в центре внимания
автора и сострадания к нему.
«Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и, может быть,
станем судить о них гораздо снисходительнее» - вот что пишет Пушкин про
«Маленьких людей »
Слайд 6«Медный всадник»
В поэме «Медный всадник» Пушкин продолжает эту тему. В
образе Евгения, главного героя, воплощена идея противостояния человека и государства.
Лишив своего героя индивидуальных примет, автор превращает его в типичного человека из толпы. Однако в критической ситуации Евгений пробуждается ото сна, и выступает против «медного истукана». Герои Пушкина положением в обществе, но они добрые люди. Он показал всю трагичность конфликта между государством и интересами личности.
Слайд 7Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова
повести «Бэла»
М. Ю. Лермонтов
ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия.
Впервые Максим Максимович встречается в повести «Бэла». Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Но одно правило он знает твердо - людей обижать нельзя. Максим Максимович понимает
только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше
Печорина, и внутренне постоянно казнит себя за это.
Бэла и Печорин заменили ему семью, которой у него
никогда не было. Лермонтов изобразил своего героя не
оскорбленным, хотя в глубине души читателя все равно
проскальзывает жалость. Взгляд Лермонтова на
«маленького человека» такой же, как у А. С. Пушкина.
Слайд 8Образ «маленького человека» у Н.В. Гоголя в повести «Шинель»
Повесть «Шинель» отличается по характеру от других п произведений Гоголя. Типичным представителем м мелкого чиновника в повести является Акакий
Акакиевич Башмачкин. Единственное наслаждение н находит он в переписке бумаг. Автор сочувствует своему г герою и в то же время посмеивается над ним. Но в и чиновнике проснулся человек, когда появилась цель - ш шинель. Не было счастливее человека, чем Акакий к Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость радость его была непродолжительной. Когда он возвращался домой, его ограбили. Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. Умирая, он бунтует в предсмертном бреду. Он становится жертвой «бесчеловечья» и «свирепой грубости»,
которая таится под маской «утонченной светскости».
В этом глубочайший смысл повести. Гоголь
оказал большое влияние и на дальнейшее
движение русской литературы, «отозвавшись»
в творчестве самых различных ее деятелей от
Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.
Слайд 9Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский
«Мы все
вышли из шинели Гоголя», —
писал Достоевский
Слайд 10Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»
Герой повести – «маленький человек», чиновник. Сознание
своего полного ничтожества, бедность опустили Поприщина на самую низкую ступень
общества. Но у Поприщина в душе живет протест, он гордится своим дворянством. Постепенно это недовольство приобретает более резкий характер. Но он еще не способен на активный
протест. Он тихо сходит с ума. Гоголь очень
точно передает нарастание душевной болезни
своего героя. В образе Поприщина Гоголь
раскрыл глубину человеческих страданий,
вызываемых социальным неравенством,
привлек внимание к судьбе «маленького
Человека», напомнил о том, что он заслуживает
лучшей участи. Заключительные записки
Поприщина - результат оскорбленного
самолюбия, бедности, одиночества.
Слайд 11 Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»
в романе «Преступление
и наказание»
Маленький человек-чиновник Мармеладов. За пьянство его выгнали со службы.
Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею». Конечно, он больше всех виноват, но лишь немногие готовы ему помочь (например, Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Но ведь дети его не виноваты в том, что они нищие. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Самое важное по сравнению с другими писателями это способность у забитого человека Достоевского глянуть в себя и
способность самоанализа. Ни у какого
другого писателя не было такой глубины изображения характера действующих
лиц.
Слайд 12«Маленький человек» в рассказах А.П. Чехова
рассказ «Толстый и тонкий»
Это
два типа чиновника: «толстый», который оценивается по своим качествам отрицательно,
и «тонкий», вызывающий сочувствие и уважение. Но у Чехова все оказывается прямо наоборот. Причиной тому является смена поведения «тонкого», когда он узнает, что его школьный приятель, теперь стал «значительным лицом». «Тонкий» пытается извлечь из этой встречи какую-то выгоду для себя. «Толстый» ничем не показывает, что он теперь «начальник. Толстый отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку, на что Тонкий пожимает Толстому не руку, а три пальца. Чехов высмеивает добровольное холопство. Так Чехов подводит читателей к тому,
что не чин определяет лицо человека, а личные качества позволяют сохранить достоинство и самоуважение.
Слайд 13«Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна
В «Гранатовом браслете» Желтков
является «маленьким человеком». И снова герой принадлежит к низшему классу.
Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, подаренное ему судьбой, и его нельзя упускать. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, умеющий любить по-настоящему, а такой дар
— это редкость. Поэтому «маленький
человек» Желтков представляется
фигурой, возвышающейся над
окружающими.
Слайд 14«Маленький человек» в литературе 20 века
Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Главным героем
является простой мальчик на побегушках. Это произведение показывает, что маленьким
человеком может являться даже ребенок. Равнодушие и непонимание со стороны взрослых просто сдавливает мальчика, заставляя его прогибаться под нежеланными обстоятельствами.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Рассказ повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём. Бабушка пообещала ему
купить пряник, если он насобирал туес ягод.
Главного героя путём насмешек заставили
съесть все ягоды. Витя не успевает рассказать
бабушке о лжи, она уезжает. И вновь
притеснение со стороны окружающих в
конечном итоге приводят к разочарованию,
ненависти к себе и сожалению.
Слайд 15 Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест,
забитость. Но у каждого из этих героев есть что-то в
жизни, что помогает ему переносить существование и, потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты. Их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться и уходить в себя.
Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Грибоедов смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды с взглядами Чехова и частично Островского. В представлении Н. Лескова и А. Куприна «маленький человек» - это талантливый, самоотверженный человек.
Человек не должен быть «маленьким». В одном из писем к
сестре Чехов восклицал:
«Боже мой, как богата Россия
хорошими людьми!»