Слайд 1в литературе
Петербургом пропитана литература:
он так завораживающе красив, что просто
не мог не войти в творчество художника, писателя, поэта.
Для
нас естественны и обычны понятия Петербург Пушкина, Гоголя, Блока, Ахматовой.
ПЕТЕРБУРГ
Слайд 3«Строгий, стройный вид»
При жизни Пушкина окончательно сложился тот парадный, величественный
облик северной столицы, который поэт увековечил в « Медном Всаднике»:
...
юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Слайд 4«Город пышный...»
Петербург для Пушкина – воплощение петровского духа,
«Петра творение». Но
это и город контрастов:
Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный
вид...
Слайд 5 Н.А.Некрасов
Его Петербург – это прежде всего город социального зла,
страданий и несправедливости на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов»
Слайд 6Города как люди
Петербург не только одухотворен, он одушевлен. Это –
живое существо.
Кто-то любит его и считает прекрасным,
для кого-то он
чужой и бездушный...
Слайд 7Н.В. Гоголь
В «Петербургских повестях» создает загадочно-таинственный образ столицы. Холодный, равнодушный
Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
Такое
видение города роднит творчество Гоголя с произведениями Достоевского .
Слайд 8Для Достоевского Петербург :
«Самый умышленный и отвлеченный город в мире»
.
«...это город полусумасшедших...
Редко где найдется столько мрачных, резких и странных
влияний на душу человека, как в Петербурге
Устами своего героя Достоевский передает и свое отношение к городу: «... Сугубое несчастье обитать в Петербурге.»
Слайд 9ТЕМА : Петербург Достоевского в романе
«Преступление и наказание»
ЦЕЛИ:
-показать, как изображает писатель жизнь города;
- осмыслить причины конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
- способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки изображенного города.
Слайд 10Авторские приемы создания образа Петербурга
ПЕЙЗАЖИ:
Особняки,
дворцы и трущобы, глухие дворы-колодцы,
доходные дома, духота, теснота, жара и грязь улиц
«вонючий, пыльный, зараженный городом воздух»,
«особенная летняя вонь», серый свет.
Слайд 11Психологическая роль пейзажа
Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку.
Это не
только фон, среда, но и символ внутреннего состояния героя.
Он порождает
преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу.
Слайд 12ИНТЕРЬЕР
Комната Раскольникова: каморка, клетушка, шкаф, гроб;
Комната Мармеладовых: проходная, убогая, вся
жизнь проходит на виду у всех;
Комната Сони: низкая, « походила
как будто на сарай, имела вид неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».
старые серые дома, черные лестницы, облитые помоями, низкие потолки «ум и душу теснят».
Слайд 13Роль интерьера
Влияет на развитие действия. Создается определенная атмосфера в целом
– атмосфера бедности, холода, безысходности.
«Петербургские углы не похожи на человеческое
жилье. Обстановка угнетает человека, толкает его на безрассудные поступки, приводит в отчаяние.
Слайд 14Художественная деталь – цвет
Желтый цвет, его символическое значение. Власть денег,
богатство – с одной стороны, нищета – с другой.
Цель использования
цвета:
усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, печали.
Слайд 15Примеры использования желтого цвета в романе
Каморка Раскольникова «со своими желтенькими,
пыльными обоями;
«Желтоватые, истасканные обои в комнате Сони;
Мебель из «желтого дерева»
в комнате Порфирия Петровича;
Желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов;
Желтое лицо героя во время болезни и др.
Слайд 16Сцены уличной жизни
Самоубийство на мосту;
Пьяная девочка;
Нищие, пьяные, крик, визг .
Бессмысленные,
изможденные лица.
Слайд 17Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни
Реальность и фантастика –
все сплелось в Петербурге. .Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и
реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон – реальностью.
В этом фантастическом образе города воплощен протест писателя – гуманиста против господствующего зла.
Слайд 18Общий вывод
Петербург Достоевского – город, в «котором невозможно быть»;
город
- - «соучастник скрытых преступлений»; город «униженных и оскорбленных».
Человек задыхается
в Петербурге Достоевского.
Только в таком мрачном и убийственном городе могла зародиться «безобразная мечта нищего студента».
Слайд 19 Синквейн - пятистишие
Алгоритм написания.
В основу положена главная
мысль , тема, выраженная одним словом.
Слайд 20
1-я строка ( одно слово) – существительное, главная тема, мысль.
2-я строка ( два слова ) – прилагательные, качества первого
слова.
3 –я строка ( три слова ) – глаголы, действия первого слова.
4 –я строка – суждение из четырёх слов по теме первого слова, мысль.
5 –я строка ( одно слово ) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
СИНКВЕЙН
ПЕТЕРБУРГ.
Грязный, серый.
Угнетает, ожесточает, давит.
Картины нищеты и безнадежности.
Безысходность.
Что мы:
Знали о Петербурге
: красивый город, река Нева, мосты, белые ночи;
Узнали на уроке: Петербург Достоевского – город контрастов, мрачный, серый, давит на челрвека, толкает на преступление;
Должны узнать: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Домашнее задание – см. п. 3.
Автор презентации
Учитель русского языка МОУ СОШ
№ 3
Джидзалова Светлана Владимировна.