Слайд 1
Организация деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе посредством
элементов театрального искусства
Нежевлева Е.Н.
учитель русского языка и литературы МКОУ «Горячеключевская
СОШ»
Слайд 2Проблемы, определяющие актуальность стратегий смыслового чтения
Чтение не является любимым занятием.
Уроки
русского языка и литературы для многих учеников считаются сложными.
Неумение при
чтении текста не только извлекать нужную информацию, но и анализировать прочитанное.
Сложность в определении темы, идеи, проблематики текста.
Сложность в создании монологических высказываний и собственных письменных текстов.
Невыразительность чтения поэтических и прозаических текстов.
Низкий уровень техники чтения, нарушение дикции, невыразительность речи
Слайд 3Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций
Цель: смысловое чтение
должно стать основой успешности процесса обучения в школе
Решение проблем:
Используя малые силы, мы приходим к впечатляющим результатам.
Мы познаем лучше, когда действуем.
Слайд 4Школа – театр – смысловое чтение
Слайд 5
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Искусство состоит
в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает
своим собственным.
Е. Б. Вахтангов
Слайд 6Возможные приемы работы с текстом:
Определение ключевых слов
(Ключевые слова – тема,
идея (цель выразительного чтения) – логическое членение текста – построение
алгоритма рассуждения (русский язык)
Чтение с остановками (оценочные, практические, интерпретационные вопросы)
Работа над логикой речи (логические паузы, ударения, логическая мелодия, логическая перспектива – анализируя каждую фразу, учитываем связь слов во фразе)
Подбор синонимов ( чем заменить слово, если это возможно)
Возможность дополнения (изменения) текста, развития сюжета
Написание сценария (отбор материала, сжатие текста)
Слайд 7Определение темы по ключевым словам
О вы, которых ожидает
Отечество от недр
своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни
благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. ( М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»)
Слайд 8Особенность, необычность ситуации
Конструирование целей прочтения текста
Наложение на уже имеющиеся знания
и опыт (прочтения)
Контакт с новой информацией (особенность, необычность ситуации)
Конструирование целей
донесения смысла текста до слушателей
Определение способов и приемов донесения смысла текста до слушателей
Слайд 9Работа над логическим ударением и
интонационные членения
Графическая организация материала
Ежеурочное выразительное
чтение наизусть понравившегося стихотворения, прозаического отрывка
Помощь другим сверстникам в работе
над логическим ударением и интонационными членениями
Слайд 10Этапы работы по технике речи
Дыхательная
гимнастика:
Дыхание вообще (дыхание в речи - процесс произвольный, совершается и
зависит от воли человека).
Искусство вдоха заключается в бесшумном наборе воздуха.
Выполнение упражнений (снятие напряжения, релаксирующее воздействие, аутотрениг)
Слайд 11Артикуляционная гимнастика
Причины для занятий артикуляционной гимнастикой:
возможность исправить незначительные дефекты без
помощи логопеда;
устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным,
но вялым звукопроизношением;
возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво;
придание слову «статус» звучащего и образного
Упражнения для губ, языка, челюсти
Слайд 12Вибрационный массаж,
помогающий говорящему чувствовать себя
Лобный резонатор – М
Носовой
- Н
Губной
(нижний) - З
(верхний) - В
Грудной - Ж
Нижний (грудная клетка)
и затылочный - М
Слайд 13Отработка гласных и согласных звуков
Слово важно не само по себе,
а постольку, поскольку содержит в себе человеческое волнение, чувство.
К.С. Станиславский
Я
много раз слышал выступление В.И. Качалова. Казалось, что он не говорит, а думает вслух ‹…› От этого зрители не просто слышали Качалова, а скорее смотрели на то, о чем он говорит.
С.В. Образцов
Живое слово имеет свое определенное лицо и должно оставаться таким, каким создала его природа.
К.С. Станиславский
Слайд 14Отработка гласных и согласных звуков
Работа над дикцией.
Таблицы по технике речи,
звуковые ряды
Ы – И
АОЭИУЫА
МНМНЛМЛН
П
(Прежде пашню спашем, а потом и спляшем)
Б (Бобры храбры и для бобрят добры)
С (В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами)
М (Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила)
Слайд 15Достижение результатов
Повысился познавательный интерес к чтению, урокам
Постепенно формируется умение
выделять в тексте идею, проблему, главную информацию
Повышается культурная грамотность ученика
Формируется
четкая, правильная речь с хорошо поставленной дикцией
Происходит расширение читательского кругозора, повышение словарного запаса обучающихся
Повышается качество обученности по всем предметам
Развитие воображения, внимания и улучшение образной памяти
Воспитание театром - это посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающегося с прочтения текста, в котором каждое слово весомо и значимо