Слайд 1Паустовский Константин Георгиевич.
Повесть о жизни.
Слайд 2Словарная работа.
Гардемарин- воспитанник старших классов морского корпуса.
Палаш- холодное рубящее и
колющее оружие с прямым и длинным (около 85 см) однолезвийным
(к концу обоюдоострым) клинком, с 18 в.— в металлических ножнах
Эфес- часть клинкового холодного оружия (шпаги, сабли, меча и др.)
Азимут- это угол между направлением географического меридиана (направление на северный или южный полюс) и направлением на объект с точки наблюдения.
Фрегат- в парусном военном флоте — трёхмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля.
Корвет- в парусном военном флоте 18—19 вв. лёгкий трёхмачтовый артиллерийский корабль, предназначавшийся для разведки, посыльной службы и выполнения др. вспомогательных задач.
Слайд 3Докажите, что встреча с гардемарином произвела сильное впечатление на мальчика.
По
аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой
черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.
В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата "Паллада", из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с черным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.
Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке.
Слайд 4Как повлияла эта встреча на мальчика?
После этой встречи желание сделаться
моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый
раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.
Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.
Я придумал сложную игру.
Слайд 5Какую игру?
Я составил длинный список пароходов со звучными именами: "Полярная
звезда", "Вальтер Скотт", "Хинган", "Сириус". Список этот разбухал с каждым
днем. Я был владельцем самого большого флота в мире.
Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, веселых рогож.
Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они не заходили. Они посещали даже остров Тристан да-Кунью.
Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня "Адмирал Истомин", а где "Летучий голландец": "Истомин" грузит бананы в Сингапуре, а "Летучий голландец" разгружает муку на Фарерских островах.
Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к морю.
Слайд 6Показала ли эта встреча творческую натуру мальчика или она была
ясна и ранее?
Я часто воображал себе моря, туманные и золотые
от вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.
Слайд 7Почему имена, данные кораблям, казались герою звучными?
«Полярная звезда", "Вальтер Скотт",
"Хинган", "Сириус», "Летучий голландец», "Истомин"
Слайд 8Как герой приобрёл к морю привычку?
Море после Геленджика не потеряло
для меня своей прелести. Оно сделалось только более простым и
тем самым более прекрасным, чем в моих нарядных мечтах.
Слайд 9«Так вот он какой, Кавказ!» — подумал я. Какой?
Я глубоко вздохнул. Я не знал,
чем пахло вокруг, но мае казалось, что меня завалили ворохом веток,
смоченных душистым дождем.
Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Как белые острова, стояли в сочной траве толпы высоких одуванчиков. Под густыми буками мы увидели старый пустой сарай. Он стоял на берегу шумной горной речонки. Она туго переливала через камни прозрачную воду, шипела и уволакивала вместе с водой множество воздушных пузырей.
Мы ушли вверх по реке. Мы продирались сквозь чащу, поминутно останавливались и звали друг друга, чтобы показать гранитные бассейны, выбитые рекой, — в них синими искрами проносилась форель, — огромных зеленых жуков с длинными усами, пенистые ворчливые водопады, хвощи выше нашего роста, заросли лесной анемоны и полянки с пионами.
Слайд 10Как эта поездка повлияла на мальчика?
С тех пор я сделался в своем
воображении владельцем еще одной великолепной страны — Кавказа. Началось увлечение Лермонтовым,
абреками, Шамилем.
Слайд 11Самостоятельная работа:
заполнить таблицу.