Слайд 1
ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ
Кустова Ирина Лукинична
учитель начальных классов
МАОУ лицей «Синтон»
Г.Чайковский
Пермский край
Слайд 2Литературное чтение И История Пермского края
(3 – 4 классы)
Тема: «Пермские
писатели».
Этот урок можно сделать вводным по теме «Пермские писатели», а
далее может последовать серия уроков о пермских писателях. Может быть в дальнейшем кто – то из учащихся захочет выполнять исследовательскую работу о каком – нибудь писателе нашего края. Это будет очень хорошо!
Целью этой презентации будет являться знакомство младших школьников с чрезвычайно богатой и многокрасочной картиной литературы, которую можно назвать «литературой Прикамья» по месту создания и бытования, по месту рождения или жизни тех, кто ее творил. Познакомить с произведениями писателей Пермского края (о которых забывают), воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России.
Слайд 3 Великолепны краски, глубоки мысли поэзии народов, история и жизнь
которых тесно связаны с Камой.
Я хочу рассказать вам о
некоторых из этих писателях.
Слайд 4Трутнева Евгения Фёдоровна
Известная детская писательница, жила и работала в г.
Перми
Родилась 4 декабря 1884 году в г. Перми
В 1904 г.
окончила Пермскую женскую гимназию
Слайд 5Работала лаборанткой в библиотеке Пермского пединститута, на кафедре марксизма-ленинизма.
Первые стихи
начала писать ещё в гимназические годы.
Первый сборник «Подарок» был издан
в г. Свердловске в 1940 г.
В годы Великой Отечественной Войны многие стихи печатались во фронтовых газетах.
С 1943г. – член Союза писателей. Многие стихи положены на музыку.
Умерла Евгения Федоровна 23 апреля 1959 г.
Слайд 6
В один из сборников «Золотой дождик» вошли многие из лучших
её стихов для детей.
В небе выше самолёта
Встали круглые ворота.
Непонятно
только мне –
Кто их строил в вышине?
Кто раскрасил так красиво?
Кто поставил всем на диво?
Я бегу, бегу вперёд,
Не могу догнать ворот!
Для пролёта самолёта
Это радуга-дуга
Закрывает облака
Ключиком – замочком
Шёлковым платочком.
Что за домик
Вроде завитушки
Едет по тропинке
На лесной опушке?
Чей это домишко
Захотел кататься?
Смотрят ребятишки,
Смотрят и дивятся.
Подошли поближе,
Взяли на ладошку.
«Улитка, улитка,
Выстави рожки! »
РАДУГА
УЛИТКА
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло….»
На поляне, где сосна, Впереди стою одна…
По берёзовой опушке
Разбегаются подружки…»
Горелки
Слайд 7Вавилин Михаил Дмитриевич
Родился 22 января 1921 г.
В 1939 г. окончил
Кудымкарское педагогическое училище.
В 1941 г. призван в Советскую Армию. Окончил
военно-медицинское училище. Был фельдшером на Западном и
2-м Белорусском фронтах.
Слайд 8Награждён орденом «Красной звезды» и медалями.
После войны работал в газете,
был редактором окружного радиовещания.
Первые стихи были опубликованы в 1937 г.
в газетах «Молодой большевик», «По Ленинскому пути».
С 1956 г. –член Союза писателей.
Им были написаны такие рассказы и стихи, как: «На рассвете», «Лесной край», «Наш первый депутат», «Лесная песня», «Ой ты, поле!» и многое другое».
Вот один из отрывков его поэзии:
«Я весной об осени думаю,
Жду желанный вестей от неё.
Вот настанет – и руку бесшумную
Вновь положит на сердце моё…»
Слайд 9Тумбасов Анатолий Николаевич
Родился в 1925 г.
Мечтал стать художником , но
началась Великая Отечественная Война, и он стал солдатом. Мечта его
исполнилась после Победы.
Больше всего любил Анатолий Николаевич рисовать природу.
Слайд 10 Анатолий Николаевич говорил: «В любое время года –
весной, летом, осенью, зимой ли – всегда беру с собой
альбом и, наблюдая, зарисовываю всё интересное, что встречается в природе.»
Также в кармане у художника лежал всегда блокнот. Там появлялись маленькие заметки, рассказы об увиденном, которые в последствии были печатаны в книгах, таких как «Смелый гриб, «Шмель на этюднике», «Капельки», «Осенний хоровод», и многих других.
Слайд 11
Некоторые иллюстрации рисунков вошедшие в сборник рассказов о природе «Дрёма
луговая».
«Время лететь»
«Наступают такие дни, когда кажется, что
всё куда-то летит. Летят зонтики, пушинки, семена- ветродуйки, летит пух с перезревших тополиных серёжек, летят мошки, летят птицы, летят облака…»
Слайд 12 «Вокруг нас»
«От первой капели, до первопутника – снежного покрова,
проходят времена года. Бесконечная смена картин и красок в природе…»
Слайд 13«Пейзаж»
«Из окна видно рожь, берёзу во ржи, а на дальнем
конце поля – сосну…
… Я смотрю в окно, как на
картину. Только картина живая: краски постоянно меняются, и каждый раз я вижу новый пейзаж.»
Слайд 14«Пасынки»
« Много всяких грибов в лесу…
…Полюбуйтесь, в одном мухаморьем роду всякие: гриб зонтиком, гриб тарелочкой,
грибочек с кулачок, другой … с напёрсток. Он только что вышел из земли, а шапочка уже по моде: красная и в белых крапинках. Красавцы!...»
Слайд 15Радкевич Владимир Ильич
Родился в г. Белом, Смоленской области в 1927
г.
В 1949 г. окончил Пермский университет, историко-филологический факультет.
Работал инспектором Пермского
областного отдела культуры. Затем был корреспондентом Пермского радиокомитета. В последующем литсотрудником в областной молодёжной газете «Молодая гвардия».
Слайд 16 Будучи студентом, начал печататься в Пермских областных газетах.
В 1951
г. вышел первый сборник стихов «Добрый путь». Стихи «Над Камой»
переведены на китайский язык и передавались по Пекинскому радио.
Известен и как переводчик с коми-пермяцкого языка.
С 1959 г. – член Союза писателей.
Известен читателям по публикациям, таким как: «Добрый путь, «Тракторист», «Пассажиры», «Любить свой край…», «Разговор о счастье», «Уральская лирика» и многое другое.
Слайд 17Сборник стихов «Уральская лирика» - поиски человеческого счастья на трудных
дорогах современности – основная тема его книги.
Отрывок из стихотворения «Прогулка
по Каме»
«Хмельны и здоровы пока мы,
Что сбудется с нами – не в счет!
По Каме, по Каме, по Каме
Весёлый плывёт пароход…»
Отрывок из стихотворения
«Я – с УРАЛА»
«Как в сон, как в омут, падал я в Москву,
Она с меня провинцию стирала.
А на вопрос привычный – где живу? –
Я отвечал, что родиной с Урала…»
Слайд 18Различны исторические пути, национальные культуры башкир, татар, коми-пермяков, удмуртов. Но
их судьба стала общей судьбою русского и других братских народов,
со всем её поэтическим богатством.
Спасибо за внимание.