Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1»
ПЕВЕЦ НАРОДНОЙ ДУШИ
-
ПЛАТОН АФАНАСЬЕВИЧ СТЕПАНОВ - ЛАМУТСКИЙ
Выполнил: ученик 10- А класса
МБОУ «Сангарская СОШ №1»
Черкасец Илья Сергеевич
п.Сангар,ул.Ленина дом 39 кв.20
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Кузенко Светлана Ивановна
п.Сангар,ул.Ленина, дом 51
п.Сангар.2015
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
2015 год объявлен Годом Литературы. Наша
отечественная литература славится земляком Платон Афанасьевичем Степановым - Ламутским. Исследование
фактов биографии и творчества эвенского поэта, писателя Платона Ламутского поможет нам узнать лучше личностей своего родного края.
Слайд 3ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПЕВЦА НАРОДНОЙ ДУШИ ПЛАТОНОМ
АФАНАСЬЕВИЧЕМ СТЕПАНОВЫМ – ЛАМУТСКИМ.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить литературу в которой собран материал
о Платоне А.С.
2. Рассмотреть хронологию творческой деятельности.
3. Использовать изученный материал для ознакомления с творческой деятельностью Платоне А.С.
Слайд 4ПЛАТОН АФАНАСЬЕВИЧ ЛАМУТСКИЙ РОДИЛСЯ 13 НОЯБРЯ 1920Г. В ПРЕКРАСНОЙ И
СКАЗОЧНОЙ МЕСТНОСТИ- СЕБЯН-КЮЕЛЕ КОБЯЙСКОГО УЛУСА.
Слайд 5А.А. АЛЕКСЕЕВ «ЗАБЫТЫЙ МИР ПРЕДКОВ»
… «Перед нами открылась удивительная панорама.
Над нами было бездонное, иссиня -голубое небо…Вокруг стояла первозданная тишина.
Всюду, куда ни глянь- голубые вершины бесконечных гор. Казалось, что теряющиеся в синей дымке горы как будто сами пели песню путника. Величавое солнце медленно опускалось за дальние вершины. Горы, люди, олени и огромное солнце казалось в этот момент единым целым. Именно в этот миг я как будто проснулся и открылись мои глаза на этот удивительный мир. Я стоял, пораженный прекрасным ликом родной Земли. Мне стало понятна сказочная красота моей Родины-Себянии, страны Эвении. Как красивые олени, окружающие меня люди, этот бесконечный мир.»
«ПОДАРОК МАТЕРИ»
Отец Платона Афанисий был потомственным оленеводом, всю жизнь кочевал
среди гор и тайги, пас оленей. Мать Анна была немногословной и работящей, умела вкусно готовить, вышивала бисером изумительные узоры. Мать уерла рано, оставив Платона сиротой. Платон Афанасьевич до преклонных лет переживал утрату матери, ему всегда хотелось рассказывать ей о своих успехах, радостях и печалях…
Слайд 7УЧЕБА
В это время детей оленеводов заставляли везти учиться в
школу, в интернат. Пришла пора Платону собираться в незнакомый «школьный»
мир. Расставания с родными были тягостными. Платон поступает в 1 класс в Кадаранье. Ему сразу нравится школа, учителя, то, чему его учат. Не по годам серьезный мальчишка жадно впитывает знания, становятся одним из лучших учеников. Платон заканчивает 3 класса в Кадаранье. Затем их школу переводят в Сеген – Кюель, где он учится до 7 класса. Затем Платон поступает в Якутский учительский техникум, на эвено- эвенкийское отделение, учится с 1933 по 1937 гг. Закончив техникум, 17-летний учитель возвращается в родной улус, год работает в Сеген – Кюельской школе.
Слайд 8ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
За 40 с лишним лет педагогической деятельности обучил школьным
знаниям и премудростям несметное количество ребятишек. Он всегда добрым словом
вспоминал свою первую школу,сказавшую ему в напутствие: «обучи не умеющего, научи не знающего». Сам Платон Афанасьевич всю жизнь тянулся к знаниям, постоянно работал над своим самообразованием, имел разносторонние интересы и таланты. Попав на Крайний Север, он оказывается в самой гуще кипучей педагогической и общественной деятельности. Это и обучение детей, и ликвидация неграмотности среди взрослого населения, и становление первых колхозов, комсомольских ячеек . это и организация праздников и концертов.
Слайд 9ИЗУЧЕНИЕ И СБОР ФОЛЬКЛОРА ЭВЕНСКОГО НАРОДА
Платон Афанасьевич еще в
северных наслегах начал собирать и изучать фольклор эвенского народа. Он
часто ездил в отдаленные наслега, участвовал в научно-диалектологических экспедициях Института языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР. Глубоко переживал судьбу родного языка и культуры своего народа. Все время жил с мыслью: что сделать, для развития эвенского языка и литературы? Везде, где работал, старался открывать эвенские школы или классы. Мечтал открыть отдел эвенской литературы при Якутском издательстве.
Слайд 10ТЕМА ТВОРЧЕСТВА ЛАМУТСКОГО
Основная тема творчества Ламутского-это неповторимо прекрасный ,суровый север
Якутии, его замечательные, мужественные люди – строители новой жизни. Зная
в совершенстве родной язык и фольклор, он искусно владеет художественными средствами выражения. Произведения его всегда доходчивы, многокрасочны и колоритны.
В своем творчестве П.Ламутский добивался целей-создать возвышенные, правдивые драмы с романтическими героями, воспеть любовь к родной земле, прославить мир и демократию, раскрыть могучие духовные силы человечества, его высокий разум и доброту. Он хотел, чтобы через Верхоянские и Черские хребты, с Якутска до Камчатки звучал маленький отголосок его голоса.
Слайд 11ВЫВОД
П.Ламутский любил свой край, нежную и суровую северную природу. “Искра
моей души здесь”, говорил он. Ламутский находил оригинальные поэтические образные
средства, отражающие неповторимость северной природы. У него снег-символ чистоты, красоты, свежести. Таяние снега-символ покорности, слабости, исчезновения из памяти. Северное сияние – нарядный платок невесты. Леса, горы дремлют под снежным одеялом. (Стих. “Ягоды Ааныкчан”)
Мы сегодня с особым удовлетворением отмечает зарождение эвенского романа, имея в виду получившие положительную оценку читателей романы «Дух земли» Ламутского и «Берег судьбы моей» Кривошапкина. В названных романах, написанных разным стилем, да и на разном художественном уровне, нашли отражение как современность, так и прошлое»-отметил С.Данилов на съезде писателей в 1988г.