Слайд 1Урок внеклассного чтения
в 8 классе
по рассказу Александра Грина
«Зеленая лампа»
Шебалова Ольга Витальевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
«Чернухинская СОШ»
Слайд 2Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на
берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой
обманной,
С глазами, как отсвет морей в январе.
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о ДОБРЕ.
В.Саянов
Слайд 3Александр Грин (Гриневский)
1880-1932 г.г.
Слайд 5Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «зеленая лампа»?
Удачно ли
такое название рассказа?
Что может произойти в рассказе с таким названием?
(Сформулируйте свои догадки письменно, записав 5-6 предложений о сюжете).
Слайд 6Простые вопросы (Знания: Что? Где? Когда? Зачем?)
Ромашка Блума
Уточняющие вопросы (Правильно
ли я понял…)
Интерпретационные вопросы (Почему?)
Оценочные вопросы (Что хорошо? Что плохо?)
Творческие
вопросы (Предположение: что было бы..?)
Практические вопросы (Как бы вы поступили?)
Слайд 8
Джон Ив
Хочет работать, но в большом городе трудно найти
работу.
Нищий.
Поработал на тяжёлой работе.
Стильтон
Кутила,
богат, циничен, самоуверен.
Ведет праздный образ жизни, развлекается.
Бедные люди – падаль.
Жизнь – игра, люди – игрушка.
Слайд 9«Древо предсказаний»
Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?
Как будут развиваться события после
финала?
Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Слайд 10Джон Ив
Хирург, состоятельный.Смысл жизни – служение людям.
Стильтон
Старик, грязный, истощён, из
притона, разорён, инвалид.
Слайд 11«Издевательская щедрость»
Щедрость
Издевательский
бескорыстие
богатство
оскорбительный
ОКСЮМОРОН
Слайд 12«…зажигайте…
хотя бы спичку»
«…лампа, озаряющая
темноту
ночи…»
«Если желание сильно, то
исполнение не замедлит».
Слайд 13Чем же явилась зелёная лампа для героев произведения?
Для Стильтона -
игрушкой, развлечением, презрением к людям, но и светом, озарением.
Для Джона
Ива - средством выживания, надеждой, верой в осуществление мечты.
Слайд 14Особенности композиции
II - последствия
I - замысел
Нравственные выводы
Антитеза
Слайд 15Тема рассказа А.Грина
«Зелёная лампа»
Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего
знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона.
Слайд 16Идея рассказа
Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать
хозяином своей судьбы.
«Осуди их, Боже, да падут они от
замыслов своих» (Пс, 5, 11)
Зло возвращается к тому, кто породил его.
Даже у злодея есть возможность спасти свою душу.
Слайд 17Жанровые особенности рассказа А.Грина
Притча
произведение, где в иносказательной форме автор касается
проблем морали, общечеловеческих законов.
Слайд 18В чём особенность названия рассказа?
Зелёная лампа - это
символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления
к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.
Слайд 19Синквейн
Существительное, которое нужно осмыслить (тема)
Два прилагательных, характеризующих данное слово
Три глагола:
действия, которые производит существительное
Фраза из четырёх слов, передающая отношение
к теме
Синоним к первому слову, который содержит вывод
Слайд 20Домашнее задание
Написать эссе на тему:
«Грин – один
из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения
сердца и усталости”
(Д. Гранин).
Слайд 21Простые вопросы
Где происходят события, описанные в рассказе?
Когда происходят описанные события?
Назовите
действующих лиц.
В какой момент жизни они описаны?
Что настоятельно подчеркивает автор
в двух героях, вышедших из ресторана?
Что произошло с человеком лет двадцати пяти?
Как его описал автор?
Слайд 22Уточняющие вопросы
Как автор относится к героям рассказа?
В чём это выражается?
Проследите,
какие синонимы к слову «человек» использует автор?
Чем вы объясните выбор
автора?
Какое средство выразительности основное в композиции рассказа?
Слайд 23Проследите, какие синонимы к слову «человек» использует автор?
Богачи
двое людей,
толстый
джентльмен,
сказал приятелю.
Бедняк
человек,
лежащий,
падаль,
несчастный,
лежащий человек.
Антитеза
Слайд 24Интерпретационные вопросы
Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому
человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
Они из жалости
остановились?
А почему собралась толпа?
Почему автор бегло описывает эту сцену?
Слайд 25Оценочные вопросы
Какие слова (фразу) вы считаете ключевыми в этом отрывке?
Почему
вы их считаете ключевыми?
«Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить
можно только одним способом: делать из людей игрушки».
Слайд 26Творческие вопросы
Как вы думаете, какой «интересный замысел» был у Стильтона?
Слайд 27Практические вопросы
Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком,
упавшим в голодный обморок?