Слайд 2Почему стихи учить легко?
Презентация к уроку литературы в 6 классе
Нарвская
Православная гуманитарная школа
Учитель Чалых Н.П.
Слайд 4Стихи – это колдовство
Есть вещи, которые бессмысленно объяснять - вдохновение,
любовь, озарение. Всякое объяснение подобных вещей есть в некотором роде
обман или, как говорят в науке, заметание трудностей под ковер. Потому что эти вещи – колдовство.
Слайд 5В одном из фантастических рассказов обнаружилась скрипка Страдивари, на деке
которой удалось прочесть секрет её изготовления. Сам секрет почему-то не
приводился. Пришлось додумать:
Озвучим жизнь плодами мастерства.
Рецепт потомкам будет интересен:
Берем совсем немного колдовства,
Стамеску и настрой старинных песен.
Слайд 6Эмоциональное напряжение и душевная открытость
Без эмоционального напряжения, высочайшей степени душевной
открытости стихи не затрагивают, даже если выглядят стихами. Скушны! Не
то, что у Бориса Слуцкого:
Пограмотней меня и покультурней!
Ваш мозг - моей яснее головы.
Но вы не становились на котурны,
На цыпочки не поднимались вы!
А я - пусть на ходулях - дотянулся,
Взглянуть сумел поверх житья - бытья,
Был в преисподней и назад вернулся,
Вы слушайте!
Рассказываю - я.
Слайд 8Абсолютно антискушны и стихи Леонида Мартынова, которому посвящены такие строки:
У
многих ладные стихи:
И музыкальны и красивы,
Но нету в них твоей
строки,
Что придает им силу взрыва.
Интриги нет и колдовства,
Телескопического слова,
В них не хватает торжества
И наваждения лихого.
Слайд 10Язык, символ, звук
От общих фраз устав когда,
Уходим в тишину
И слышим,
как молчит вода
И чувствуем волну,
Что излучает лес,
Её тревожный шёпот.
Уходит боль
И
в корчах бес -
Теней не страшен топот.
Тогда из судорог молчания
Слова рождаются с трудом.
Они похожи на рычание,
Но скоро станут языком.
Слайд 12Стихи – это энергия радости открытия, мысли, рифмы
Есть одна причина,
по которой хочется выступить. Наверное для неё подходящий термин -
освобождение. Это потребность высветиться, выплеснуть энергию радости открытия, мысли, рифмы. Поделиться ими с аудиторией,освободиться от напряжения уже достигнутого и двигаться дальше. Не всегда автору удается достичь контакта с аудиторией. Но если удается, ничто не может сравниться с возбуждением и наслаждением, которое доставляет взаимопонимание и автору и слушателям:
Слайд 14Простота и красота
Мы ценим точных формул простоту.
В них хочется всмотреться
снова.
Они напоминают красоту
Удачно сказанного слова.
Слайд 17Язык науки
Красота (прелесть) - аддитивное квантовое число, присущее т.н. красивым
или прелестным адронам, сохраняющееся в процессах сильного и эл-магнитного взаимодействий
и нарушающееся в процессах слабого взаимодействия. Носителем красоты является b-кварк . В других сферах человеческого существования носителями красоты служат другие элементы, а сохранения красоты в нашем классическом неравновесном мире вообще не наблюдается. Она может прирастать, благодаря человеческой деятельности, в определенные времена и в определнных областях пространства, а может и теряться и не только бесследно, но и необратимо - разрушаться. Можно ли как-то формализовать красоту в искусстве? По-видимому нет. Красота, в принципе, интуитивна и неуловима!
Слайд 19Язык поэзии
Все умолкает вокруг.
Только черный буксир закричит
Посредине реки,
Исступленно борясь с
темнотою,
И летящая ночь
Эту бедную жизнь обручит
С красотою твоей
И с посмертной
моей правотою.
(Бродский, Стансы городу, 1962)
Слайд 21Творческий процесс =
удача * успех
Завершая эти краткие размышления об
общих чертах творческого процесса ученого и поэта, добавлю, что результат
этого процесса более всего зависит от произведения удачи на успех. Здесь творческий успех есть результат наших волевых усилий, удача же определяется не нами. Дай Вам бог, читатель, и того и другого.
Слайд 23Есенина нет, но есть его замечательное творчество…
В зимний вечер по
задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся
в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.