Разделы презентаций


Поэма А.А. Блока Двенадцать и сложность её художественного мира

3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов).8 января. Весь день – «Двенадцать».11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).15 января… Мои «Двенадцать»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она

гениально передает грозовую атмосферу Октября.
В.Орлов
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» и

сложность её художественного мира.

Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Юсуф-заде Е.Г., МБОУ «СОШ №6»,
г. Корсакова, Сахалинской области.

Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября.В.ОрловПоэма А. А.

Слайд 23 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов).
8 января.

Весь день – «Двенадцать».
11 января … Нет уж, не то

время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов).8 января. Весь день – «Двенадцать».11 января … Нет

Слайд 3Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».
«Двенадцать» - какие бы они ни

были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда

я жил современностью.
А.Блок (январь 1918 г.)

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».«Двенадцать» - какие  бы они ни были – это лучшее, что я написал.

Слайд 4Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей.
Идея: два

начала в революции: разрушение старого и созидание нового.
Проблема:
ВРЕМЯ

- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ

«Двенадцать» - поэма
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей. Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание

Слайд 5«Поэма «Двенадцать» в оценке современников»
«Литература Пушкина, Толстого, Тургенева за последнее

десятилетие так низко пала, – до того, что в ней

считаются событием даже нарочито хамские, кощунствующие именем Христа и Его Двенадцати Сподвижников вирши Блока! – настолько она потеряла ум, вкус, такт, совесть и даже простую грамотность, так растлила и втоптала в грязь “великий, правдивый язык”, завещанный Тургеневым». (И. Бунин, 1918 г.)

«Он, написав “Двенадцать”, вторично распял Христа и еще раз расстрелял Государя». (Н.С. Гумилев, по воспоминаниям Надежды Павлович.)

«Блок видит мировое значение совершающегося… Это поэма о революционном Петрограде, о грязи и преступлениях… и в то же время это благая весть…». (Иванов-Разумник)


«Этой поэме суждено бессмертие». (А. Луначарский)

«Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее». (Л. Троцкий)

«… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».
В. Маяковский

«Поэма «Двенадцать» в оценке современников»«Литература Пушкина, Толстого, Тургенева за последнее десятилетие так низко пала, – до того,

Слайд 6
Смысл названия поэмы


12 глав произведения



12 красногвардейцев


Патрули на улицах Петроград
а насчитывали

12 человек


12 апостолов, учеников Христа

12 – это полночь, граница, рубеж

завершённости и начала, смерти старого и рождения нового

Александр Лаврухин. Титул.

Смысл названия поэмы12 глав произведения12 красногвардейцевПатрули на улицах Петрограда насчитывали 12 человек12 апостолов, учеников Христа12 – это

Слайд 7КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

12 глава


11 глава


10 глава


1 глава


2 глава


3

глава


4 глава


9 глава


5 глава

Городская тема
Настроение в отряде
Движение отряда

6 глава


7 глава


8

глава

самосуд

Внутренний монолог Петрухи

Тема города. «Ветер – на всём Божьем свете!»

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»12 глава11 глава10 глава1 глава 2 глава3 глава4 глава9 глава5 главаГородская темаНастроение в отрядеДвижение

Слайд 8КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
12 глава - явление Христа
красноармейцам («с

кровавым флагом»)
«В белом венчике из роз – впереди
ИСУС

ХРИСТОС»

11 глава – поиск врага
/ «идут без имени святого»/.
Пробуждение агрессии – беснование.

10 глава – вьюга. / «не видать уже друг друга за четыре за шага».Смятение на новом пути.- «Али руки не в крови?»

1 глава – хаос, ветер
/ «на ногах не стоит человек»/.
Определение времени
и места событий поэмы.

2 глава – появление героев поэмы – двенадцати
красноармейцев.
/ 12 апостолов новой эры/

3 глава - определение цели пути. / «мировой пожар в крови» - новое кровообращение без Бога, где страсть правит бал = пожар = разрушение от мира и мире/

4 глава – «любовный треугольник»
(зарождение конфликта поэмы)
Катька-Петруха-Ванька

9 глава – распутье, богооставленность.
/Старый мир ждет своего часа
на перекрестке (= крест), «стоит безмолвный, как вопрос».

5 глава – знакомство с героиней.
Нужна ли ей революция? («с юнкерьём гулять ходила – с солдатьём теперь пошла». Поруганная красота = символика имени (Екатерина – чистая, непорочная)

Городская тема

Настроение в отряде

Движение отряда

6 глава – Убийство Катьки


7 глава – Отречение от любви.
Выбор пути

8 глава – месть, злоба . агрессия ищут выхода.
«Выпью кровушку за зазнобушку».
Бессилие в преодолении себя. Духовный раскол.

самосуд

Внутренний монолог Петрухи

Тема города. «Ветер – на всём Божьем свете!»

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»12 глава - явление Христа красноармейцам («с кровавым флагом») «В белом венчике из роз

Слайд 9В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается

частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Озвучены лозунги:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Обрывки

разговоров.
Молитва.


«Слушайте музыку революции», − призывал Блок.

«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
Л. Долгополов

В поэме звучат интонации марша.Слышен городской романс.Есть интонация плача.Часто встречается частушечный мотив.Прямо процитирована революционная песня.Озвучены лозунги: «Вся

Слайд 10Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в море жизни.

Строя ее
сюжет, Блок широко
использует прием контраста:
«Черный вечер./Белый


снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием

Слайд 11 «18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело

не в том «достойны ли они Его», а страшно то,

что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого - ? – Я как-то измучен».

В белом венчике из роз...
Художник Н. Красовитова. 2004.

«18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том «достойны ли они Его»,

Слайд 12 В июне 1919 г.

поэт Н. С. Гумилев в лекции о поэзии Блока сказал

между прочим, что конец "Двенадцати" кажется ему "искусственно приклеенным", что "внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект". Блок, присутствовавший на лекции, ответил: «Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "к сожалению, Христос".
К. Чуковский. Александр Блок как человек и поэт. 1924.

Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Исуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот ... призрак.
А. Блок. Дневник 1918 года. 10 марта (25 февраля)

...Выявляется, наконец, тот незримый враг, на которого направлены винтовочки стальные. Голодный пес - старый мир - по ироническому символизму красногвардейцев бредет сзади, поджав хвост и, как волк, оскалив зубы, но от него только отмахиваются. Винтовки и беспокойство направлены на кого-то другого. <...> Ему грозят: Все равно тебя добуду, лучше сдайся мне живьем! <...> В него стреляют. А впереди - <...>Впереди Исус Христос ...
Максимилиан Волошин. Поэзия и революция, 1919.

Блоковский образ Христа в трактовке поэтов и критиков

В июне 1919 г. поэт Н. С. Гумилев в лекции о

Слайд 13...Образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой

морали — служил для Блока символом всеобщего обновления жизни и

в таком значении появился в финале «Двенадцати»
Вл. Орлов. Поэма Александра Блока "Двенадцать", 1962.

Исус Христос и крест трактуются Блоком вопреки церковной традиции, как символы не смирения, а мятежа, бурного вмешательства в жизнь<...>.
И.Т. Крук. Поэзия Александра Блока. 1970.

Вероятнее всего, Исус выступает здесь как Спаситель грешных душ заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые "не ведают, что творят". Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие — это истинное дело Христа, а не возглавить и благословить их на дальнейшие злодеяния. Вот что, по-моему, означает явление Христа в конце поэмы.
Г. Яковлев. «Впереди— Исус Христос»? 1997.

Блоковский образ Христа в трактовке поэтов и критиков

...Образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой морали — служил для Блока символом всеобщего

Слайд 14 Образом Христа, идущего

впереди красногвардейцев, поэма кончается. И ее конец — удачней всего

в ней. Только тут голос поэта приобретает полноту и силу... и только тут создана картина, убедительная и величественная... Блок, идя в ногу со второй революцией, не изменил себе самому ни в чем. Это большая победа. И если он, всё видевший, мог сказать, что Христос идет впереди "двенадцати", он исполнил свой долг поэта — и в самом страшном находит прекрасное.
И он исполнил свой долг гражданина — всем ослепшим от бед показать выход и дать исцеление...
С. Городецкий (1884—1967), русский поэт.
Образом Христа, идущего впереди красногвардейцев, поэма кончается. И ее конец

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика