Слайд 1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «»Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный
Чегемского района
КБР
Выполнила учитель русского языка и литературы
Калайтанова
Н.В.
Поэма М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» ( Бой с барсом)
Слайд 2«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова
«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова. Поэмы, как и
лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог
или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.
Слайд 3…поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у
молнии, грохот у громов, гул у ветров, … вся природа
сама несла и подвала ему материалы, когда писал он эту поэму. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы. и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!»
В.Г.Белинский
Слайд 4Замысел поэмы
Замысел поэмы «Мцыри» возник у
Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе
своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».
Слайд 5Природа – действующее лицо в поэме
Одним из
действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не
только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
Слайд 6Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали
от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике,
о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников)
В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум)
Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.
Тема поэмы «Мцыри»
Слайд 7Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в
шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов).
Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» —- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.
Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.
Идеи жизни и свободы
Слайд 8М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного
к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической
проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Одна из легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы.
Яркий образ героя-бунтаря
Слайд 9Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и
вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг...
Слайд 10 … и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на
дыбы, потом прилег,
Слайд 11,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Слайд 12Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий
лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила
из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Слайд 13
Ко мне он кинулся
на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза
повернуть
Мое оружье...
Слайд 14Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись
крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Слайд 15И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол
и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был
рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Слайд 16Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний
раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным
сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
Слайд 17Заплутавший Мцыри встречает могучего барса. Познав все удовольствие от свободы,
он вступает в бой с одним из ее представителей, гостем
«пустыни вечной». Это соперничество было предписано ему природой. Мцыри выиграл в этом бою, но получил смертельные раны от убийственных когтей барса.
Слайд 18Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная
душа, что за могучий дух» что за исполинская натура у
этого Мцыри!» — писал он. Критик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отражением в поэзии тени его собственной личности».
Слайд 19Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время
иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев,
Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Моча-лова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер,
А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.
Слайд 20Актуальность творчества М.Ю. Лермонтова
В современном прочтении «Мцыри» актуален
вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная
среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.
Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.