Разделы презентаций


Поэтесса Евдокия Ростопчина

Содержание

Додо (на рисунке П.Соколова) ДОДО Умеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить, Улыбкой гордой уничтожить, Улыбкой нежной оживить; Умеешь ты польстить случайно С холодной важностью лица И умника унизить тайно, Взяв

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Поэтесса Евдокия Ростопчина
«Меня немного понимали, немного уважали
и, если можно, много

любили!..»

Поэтесса Евдокия Ростопчина«Меня немного понимали, немного уважалии, если можно, много любили!..»

Слайд 2Додо (на рисунке П.Соколова)
ДОДО
Умеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить, Улыбкой

гордой уничтожить, Улыбкой нежной оживить; Умеешь ты польстить случайно С холодной важностью лица И

умника унизить тайно, Взяв пылко сторону глупца! Как в Талисмане стих небрежный, Как над пучиною мятежной Свободный парус челнока, Ты беззаботна и легка. Тебя не понял север хладный; В наш круг ты брошена судьбой, Как божество страны чужой, Как в день печали миг отрадный.
(М.Ю.Лермонтов)

Додо  (на рисунке П.Соколова)			ДОДО	Умеешь ты сердца тревожить,  Толпу очей остановить, Улыбкой гордой уничтожить, Улыбкой нежной

Слайд 3Вехи жизни и творчества
Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в

1811г.
Владела 4 иностранными языками
Несчастливый брак с графом А.Ф.Ростопчиным,

сыном московского генерал-губернатора
Многолетний роман с А.Н.Карамзиным (сыном историка), имела от него двух внебрачных дочерей
В 1831г. опубликовала первое стихотворение – «Талисман»
Выдающийся успех среди современников, лестные отзывы Пушкина, Лермонтова, Жуковского
1841 – выход первого сборника стихов (лирика любви неразделённой, но непременно изящной и светской)
1845 – баллада «Насильный брак» (аллегория об отношениях России и Польши), вызвавшая гнев императора
Патриотические стихи в эпоху Крымской войны
Комедии («Возвращение Чацкого в Москву», «Дом сумасшедших»), пьесы (на сценах столичных театров), проза («Очерки большого света», «Счастливая женщина»)


Вехи жизни и творчестваРодилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г. Владела 4 иностранными языками Несчастливый брак

Слайд 4Стихи Е.П.Ростопчиной
Талисман
Есть талисман священный у меня.
Храню его: в нём

сердца всё именье,
В нём цель надежд, в нём узел

бытия,
Грядущего залог, дней прошлых упоенье.
 
Он не браслет с таинственным замком,
Он не кольцо с заветными словами,
Он не письмо с признаньем и мольбами,
Не милым именем наполненный альбом
 
И не перо из белого султана,
И не портрет под крышею двойной...
Но не назвать вам талисмана,
Не отгадать вам тайны роковой.
 
Мне талисман дороже упованья,
Я за него отдам и жизнь, и кровь:
Мой талисман - воспоминанье
И неизменная любовь!


Романс

Когда б он был теперь со мною,
Наряд бы мой прельщал меня;
Но нет его!.. душа моя
Полна страданьем и тоскою.
Когда я сердце отдала,
Я быть кокеткой не умела,
Но он нашёл что я мила.
Теперь пленять я б не хотела,
Что в красоте?.. здесь нет его!
 
Когда б он здесь был, я б желала
Блистать умом и остротой;
Но нет его - исчез ум мой,
Игривость резвая пропала,
Веселье взор мой не живит,
Воображенье охладело;
Душа и сердце - всё молчит!
Теперь блистать я б не хотела,
К чему мне ум?.. здесь нет его!

Стихи Е.П.РостопчинойТалисманЕсть талисман священный у меня. Храню его: в нём сердца всё именье, В нём цель надежд,

Слайд 5Литературный салон Ростопчиной в Петербурге
Основан ею по приезду в столицу

в 1836г.
Круг «литературных аристократов», в салоне постоянно бывали Пушкин, Лермонтов,

Вяземский, Жуковский, Плетнев, Одоевский.
Евдокия обладала магнетической женственностью и была «звездой» балов
Изображена здесь на картине худ.Г.Кордика
Литературный салон Ростопчиной в ПетербургеОснован ею по приезду в столицу в 1836г.Круг «литературных аристократов», в салоне постоянно

Слайд 6М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы
ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ
Я верю: под

одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули

те же сны.
Но что ж! -- от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной
Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять...
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой
В пустыне моря голубой:
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утеса каменная грудь.:.
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заемный
И ласки вечные свои.
М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙЯ верю: под одной звездоюМы с вами были рождены;Мы шли

Слайд 7Литературные субботы в Москве
На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон

графини был одним из ярких эпизодов в истории культурной Москвы


Основу кружка составляли Островский, Мей, Филиппов, Эдельсон, скульптор Рамазанов; артисты сцены: Щепкин и Самарин... Из петербургских писателей бывали Григорович, Тургенев, Майков...
Частым гостем салона был художник Павел Андреевич Федотов, написавший портрет поэтессы в феврале — мае 1850 года в доме Ростопчиных (слева)
Литературные субботы в Москве На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был одним из ярких эпизодов в

Слайд 8Критика в конце жизни
Революционные демократы
В.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту

содержания и «служение богу салонов»
Н.Добролюбов и Н.Чернышевский осуждали произошедший во

взглядах Ростопчиной поворот в 1850-е, обвиняя её в ретроградстве (поэтесса не принимала идеи ни западников, ни славянофилов, дистанцировалась от политических дискуссий, общественных проблем)

Н.Огарёв «Отступнице» (отрывок)

…Но вы какому-то французу
Свободу поносили вслух
И русскую хвалили музу
За подлый склад, за рабский дух,
Меня тогда вы не узнали,
И я был рад: я увидал,
Как низко вы душою пали…
Мне жалко вас. С иною дамой
Я расквитался б эпиграммой,—
Но перед вами смех молчит,
И грозно речь моя звучит:
Покайтесь грешными устами,
Покайтесь искренно, тепло,
Покайтесь с горькими слезами,
Покуда время не ушло!..

Критика в конце жизниРеволюционные демократыВ.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту содержания и «служение богу салонов»Н.Добролюбов и Н.Чернышевский

Слайд 9Встреча с А.Дюма
В 1857 графиня тяжело заболела
В 1858 году с

умирающей сорокашестилетней Ростопчиной в Москве познакомился путешествовавший по России Александр

Дюма-отец. В своих путевых заметках он записал: «Она произвела на меня тягостное впечатление; на ее прекрасном лице уже отражался тот особый отпечаток, который смерть налагает на свои жертвы... Разговор с очаровательной больною был увлекателен... Графиня пишет как прозой, так и стихами не хуже наших самых прелестных женских гениев».
Федор Иванович Тютчев писал в письме, что в тот вечер Дюма стоял перед «милейшей Додо» на коленях...
Встреча с А.ДюмаВ 1857 графиня тяжело заболелаВ 1858 году с умирающей сорокашестилетней Ростопчиной в Москве познакомился путешествовавший

Слайд 10Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)

Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)

Слайд 11В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной
Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все

то, что относится к литературной ее деятельности, получится описание самой

обычной жизни барышни и дамы, жившей в первой половине минувшего столетия. Барышня, дама - вот образы, прежде всего встающие перед нами в биографии поэтессы, некогда
славной, ныне забытой.
В стихах ее довольно найдется формальных промахов, плохих рифм, образов, устарелых даже в ее время. Ее поэзия не блистательна, не мудра и не глубока. Это не пышная ода, не задумчивая элегия. Это -- романс, таящий в себе особенное, ему одному свойственное очарование, которое столько же слагается из прекрасного, сколько из изысканно безвкусного.
Красивость, слегка банальная, -- один из необходимых элементов романса. Пафос его не велик. Но тот, кто поет романс, влагает в его нехитрое содержание всю слегка обыденную драму души страдающей, хоть и простой.
В наши дни, напряженные, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить ее чувства, простые и древние, как земля, которой вращенье, очарованье и власть вечно священны и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зеленые весны, щелк соловья и лунная ночь!
Пускай же хоть иногда осеняют их легкими своими крыльями святая простота и родная сестра ее - святая банальность.
1908

В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной 	Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к литературной ее деятельности,

Слайд 12Используемые источники информации и изображений
Википедия
http://yls.su/rostopchina_e_p
http://poets-necropol.narod.ru/rostopchina.html
http://www.rulex.ru/01170386.htm
http://www.voskres.ru/literature/library/ganisheva.htm
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19422&cat_ob_no=14046

Используемые источники информации и изображенийВикипедия http://yls.su/rostopchina_e_phttp://poets-necropol.narod.ru/rostopchina.htmlhttp://www.rulex.ru/01170386.htmhttp://www.voskres.ru/literature/library/ganisheva.htmhttp://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19422&cat_ob_no=14046

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика