Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:
«ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ»
Слайд 3ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и
кинематографе на примере повести Бориса Васильева «Завтра была война»
Слайд 4ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить и кратко осветить творческий путь Б.Васильева.
Рассмотреть идейно-художественное своеобразие
повести «Завтра была война».
Рассмотреть «жизнь» данного художественного произведения в кинематографе.
Слайд 5МЕТОДЫ: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, НАБЛЮДЕНИЕ
ГИПОТЕЗА: экранизация литературных произведений о войне и
подвигах человека на войне так же нужна и важна, как
и сама литература, так как киноискусство сочетает в себе все аспекты восприятия событий
Слайд 6Борис Львович Васильев
(1924 – 2013)
Писатель, знающий о войне
не понаслышке. Он прошел суровыми дорогами войны, оказавшись на фронте
совсем молодым парнишкой.
Его книги – это драматическая летопись времени и поколения, на плечи которого легли тяжелые испытания.
Слайд 7БОРИС ЛЬВОВИЧ
ВАСИЛЬЕВ
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.
Отец - Васильев Лев Александрович - кадровый офицер царской, впоследствии
- Красной и Советской армии. Мать - Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.
Слайд 8
Война началась, когда он окончил 9-й класс.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского
батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно- десантном полку 3-й гвардейской воздушно- десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
Слайд 9
Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала
жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и
нищете. Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
Слайд 10До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, потом
он ушел из армии и начал заниматься литературной деятельностью. Первое
же крупное произведение писателя (повесть «А зори здесь тихие», вышедшая в 1969 году) принесло ему известность и любовь читателей.
Повесть прозвучала траурным гимном всем тем, кто честно выполнял свой солдатский долг.
После Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск.
Слайд 11Борис Васильев - автор многих повестей, романов, пьес, а также
публицистики.
По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.
Центральное
место в творчестве писателя занимает тема Великой Отечественной войны.
Эта тема получила развитие и в повести «Завтра была война»
Слайд 12ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Вот как сказал о повести «Завтра была
война» сам автор: “Я написал три книги о войне и хотел
в них показать как бы три её лика.
В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жесточайшем испытании...
Слайд 13
В романе «В списках не значился» хотелось сказать
о том, что если человек с высокой нравственностью, если он
живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.
Слайд 14А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на
войне...
Слайд 15Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить
вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту
войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»”.
Слайд 16«Завтра была война» - это повесть, написанная Борисом Васильевым в
1972-м году. Она была запрещена цензурой СССР и вышла в
свет только во время перестройки. За основу сюжета взяты факты биографии автора, а точнее — его одноклассников, бок о бок с которыми он провел свои школьные годы. Собственно, речь пойдет именно о них — учениках 9-Б класса, с которыми Васильев близко общался в школьные годы.
Слайд 17 Действие повести происходит накануне войны. Она рассказывает об учениках
9-го "Б", их взрослении и становлении, дружбе и любви, первом
серьезном нравственном выборе и противостоянии.
Кадр из фильма «Завтра была война»
Слайд 18Их молодости, которая категорична, безоглядна и стремительна. И очень коротка,
потому что
Слайд 191940 год. Жизнь "9Б" начинается как обычно. Дети на пороге
взрослой жизни постигают себя, учатся любить и понимать друг друга.
В центре находится небольшая компания: три девочки и трое ребят.
Это: Искра Полякова, Паша Остапчук; Артем Шефер; Жора Ландыс; Зина Коваленко, Вика Люберецкая.
Кадр из фильма «Завтра была война»
Слайд 20Кадр из фильма «Завтра была война»
Искра Полякова
- бойкая и целеустремлённая девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка,
редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых сложных проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, начитает сомневаться в тех «истинах», которые так старательно внушала ей мать, то есть Искра постепенно взрослеет.
Слайд 21Кадр из фильма «Завтра была война»
Зина Коваленко
– ветреная и непостоянная. Икра говорила, что она настоящая девчонка.
Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Икры.
Слайд 22Кадры из фильма «Завтра была война»
Вика Люберецкая
- самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже,
морально старше их и поэтому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для неё – это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.
Слайд 23Кадр из фильма «Завтра была война"
Взросление девочек
происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому становятся старше
мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берёт под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает его в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.
Слайд 24Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется
в Вику и стремится повзрослеть.
Кадры из фильма «Завтра была война»
Слайд 25Процесс взросления происходит и с другими ребятами
Кадры из фильма
«Завтра
была война»
Слайд 26Школа, в которой они учатся, построена недавно, и обязанности директора
там исполняет классный руководитель Валентина Андроновна, за глаза называемая Валендрой,
которая установила в школе сухую железную дисциплину. Однако через полгода ее сменяет Николай Григорьевич Ромахин, который исповедует более творческий подход к воспитанию.
Кадр из фильма «Завтра была война»
Слайд 27Кадр из фильма «Завтра была война»
В принципе можно сказать, что
инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы
Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.
Слайд 28Кадр из фильма «Завтра была война»
Главные герои повести - довоенные
школьники, воспитанные на романтике «революционных буден».
Наивные и прямолинейные, искренние и
бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от него зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.
Слайд 29Кадры из фильма «Завтра была война»
Кульминация этой повести – момент
ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют
«дочерью врага народа», в школе начинается травля девушки.
Слайд 30Кадр из фильма «Завтра была война»
Не желая предавать
своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская
организация, Вика кончает жизнь самоубийством.
Слайд 31Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте
отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку,
так как считают, что она-то точно ни в чем не виновата.
Кадры из фильма «Завтра была война»
Слайд 32После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее
одноклассников на похороны, где больше никого нет.
Кадры из фильма «Завтра
была война»
Слайд 33то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою
позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол
иногда могут быть не правы.
Особенно интересен в этой повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии,
Слайд 34Это драматическая повесть о поколении, оказавшемся на пороге взрослой жизни.
Действие происходит в канун Отечественной войны в провинциальном городке. Юным
героям, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью, пережить страшные потери. Но они сумеют сохранить душевную чистоту и верность идеалам.
И именно такие, как они, защитят Родину в боях Отечественной войны…
«Завтра была война»
Слайд 35
В эпилоге повести показано, что всем ребятам, действительно, удалось воплотить
свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах
Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли.
Слайд 36Кинематографическая и театральная судьба повести
У этого произведения Бориса Васильева удивительная
судьба. Опубликованная в журнале «Юность» в 1972 году, она сразу
стала одной из самых читаемых в русской литературе. И практически одновременно привлекла внимание режиссеров театра и кино. Однако экранизация этой повести была сделана только в 1987 году на киностудии имени Горького начинающим режиссёром Юрием Кара.
Слайд 37Режиссер
Юрий Викторович Кара
В одном из
интервью Юрий Кара вспоминал: «Фильм “Завтра была война” долго не
выходил на экран, и в Госкино целое собрание редакторов утверждало, что на эти темы вообще нельзя снимать кино. Борис Львович Васильев говорил мне, что всем режиссёрам, которые хотели снимать кино по его повести, было отказано. Мне же помогло то, что запускался я с этим фильмом в качестве дипломной работы с благословением своего мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Выход на экран и не планировался. Нас поддержал Армен Николаевич Медведев, что во многом определило мою кинематографическую судьбу, а фильм «Завтра была война» вскоре завоевал шесть международных наград …».
Слайд 38
И кроме этого, драматургические варианты повести прочно
завоевали место в репертуарах театров страны. В творческих биографиях многих
артистов театра и кино можно прочитать: «Дебют в фильме (или спектакле) по повести Б. Васильева «Завтра была война».
К примеру, актриса Наталия Негода дебютировала в фильме Юрия Кары, театральный дебют Галины Беляевой в театре им. Маяковского – роль Вики Люберецкой… Можно назвать и множество других фамилий. И это понятно. Трудно найти другое произведение, в котором так просто, по-юношески честно рассказывается о том, когда всё-таки люди становятся взрослыми…
Слайд 39
Повесть Б.Васильева можно назвать реквиемом по несбывшимся мечтам и неосуществленным
надеждам. Война перечеркнула судьбы практически всех героев произведения.
Это противоестественное явление.
Ведь не должно быть такого, чтобы дети погибали, не успев пожить. Война заставила шестнадцатилетних подростков мгновенно повзрослеть и пойти на защиту своей родины.
Слайд 40
Произведение Б.Васильева вместило в себя:
представления о любви и дружбе;
своеобразие эпохи;
понятия долга и чести;
конфликт поколений;
патриотизм.
Это произведение
актуально в наше время и должно быть прочитано каждым нашим сверстником.
Слайд 41Исследование
АНКЕТА
Здравствуйте! Для исследовательской работы ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Вы
читали повесть Бориса Васильева «Завтра была война»?
да нет
2. Вы смотрели фильм, поставленный по повести Бориса Васильева «Завтра была война»?
да нет
3. Как вы считаете, нужны ли такие произведения и фильмы
современному поколению? (Аргументируйте свой ответ)
Слайд 43Исследование
Из 83 респондентов
45 человек (родители, учителя, учащиеся) рассказали,
что смотрели фильм «Завтра была война»
43 человека – читали книгу
38
– не слышали о таком произведении и не смотрели фильм
Слайд 44Вывод: кинофильмы так же, как и книги передают факты, историю.
Киноискусство так же важно, как и литература.
На третий вопрос анкеты,
«нужны ли такие произведения и фильмы современному поколению», большинство респондентов ответили, что нужны, потому что из книг и фильмов о Великой Отечественной войне мы узнаем о подвигах русского народа, его нравственной стойкости и способности к самопожертвованию. Без прошлого нет будущего. Необходимо знать историю своей страны, особенно героические ее страницы и быть благодарными людям, пожертвовавшим собой ради нашего счастливого будущего.
Большая благодарность должна быть в душах людей молодых тем, кто, владея пером, смог описать это правдиво и проникновенно, ведь историческая память – это нить, связующая поколения.
Слайд 45Заключение
Экранизация литературных произведений о войне и подвигах человека
на войне так же нужна и важна, как и сама
литература.
Книги и фильмы о Великой Отечественной войне необходимы потому, что читая и заново просматривая их, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Слайд 46Все меньше и меньше становится тех, кто помнит ужасы той
войны. И тем более важно, чтобы наше поколение свято хранило
в памяти события Великой Отечественной войны и эту эстафету памяти передало другим поколениям.
Слайд 47Литература:
Бочаров, А. Человек и война / А. Бочаров. - М.
: \ Пресс, 2000.
Васильев, Б. Л. Завтра была война /
Б. J1. Васильев. М Вече, 2006.
Голубков, М. М. Русская литература XX в. : учеб. пособие для вузов / М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
Духан, Я. С. Великая Отечественная война в произведениях 70-80-х годов / Я. С. Духан. - Л.: Знание, 1982.
Крупина, Н. Л. «Литература в школе» - научно-методический журнал / Н. Л. Крупина. - М.: Алмаз-пресс, 2000.
Леонов, Б. А. Эпос героизма / Б. А. Леонов. - М. : Молодая гвардия, 1997.
Слайд 48http://fb.ru/article/168336/kratkoe-soderjanie-zavtra-byila-voyna-vasilev-zavtra-byila-voyna
http://irecommend.ru/content/zdes-net-glav-o-voine-zdes-tolko-zhizn-podelennaya-na-do-i-posle
Интернет – ресурсы:
Слайд 49МБОУ ЯСШ №6 г.Ярцево, Смоленская область
2017 г.
Презентацию к исследовательскому проекту
подготовили:
Иванова Елизавета и Клопова Виктория,
обучающиеся 11 класса.
Руководитель: Тарасовская
Валентина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы