Слайд 1
Персидско-таджикская литература
как источник вдохновения творчества русских
и западноевропейских поэтов.
Исмаилова Наталья Усеиновна
учитель русского языка и литературы
КГУ ОСШ им. Т. Аубакирова
с. Игилик, Мактааральского района
Южно-Казахстанской области
Слайд 3Фирдоуси
Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси
(перс. حکیم ابوالقاسم منصور حسن فردوسی
توسی, тадж. Ҳоким Абулқосим Мансур Ҳасан Фирдавси Туси; род. 935, Тус (Иран) — 1020)
— персидский поэт, автор эпической
поэмы «Шахнаме» (Книга царей), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользуется большой популярностью и считается нацио-нальным поэтом в Иране, Таджикистане,
Узбекистане и Афганистане.
Слайд 4Фирдоуси «Шах-наме»
“Шах-наме” является одним из выдающихся памятников письменности мировой литературы,
национальным достоянием таджиков и персов. Для таджиков, персов — чудесное
отражение прошлого и вместе с тем живое выражение народного самосознания. Абдулкасым Фирдоуси свою “Шах-наме” (Книга царей) создал в Х веке. Дошедшими до нас полными старейшими рукописями считают Лондонскую рукопись второй половины ХIII века (приблизительно 1276–1277 гг.) и Санкт-Петербургскую, 1333 г.
Слайд 5Фирдоуси «Шах-наме»
«Шахнаме» – поэма о царствах, любви и героях
Фирдоуси читает поэму "Шах-наме"
Махмуду Газневийскому
Слайд 6Сказание о Рустаме
«Шахнаме» рассказывает далее о начале страшной войны между
враждебными отраслями династии. Новые злодеяния увеличивают силу злого духа. Потомок
Тура, свирепый, волнуемый необузданными страстями Афрасиаб (авест. – Франграсьян), царь Турана, побеждает в кровопролитной племенной войне, овладевает страною солнца, Ираном, ставит свое знамя над престолом Джемшида. Но величайший из героев «Шахнаме», Рустам (авест. Равдас-Тахма), разбивает врагов. По словам Фирдоуси, Рустам родился в области Систан (древней Дрангиане) и был сыном героя Заля и Рудабы, дочери кабульского царя. Содержащийся в «Шахнаме» рассказ о любви Заля и Рудабы – грациозно-лирический эпизод величественной эпопеи, исполненной воинственного духа.
Победив Афрасиаба, Рустам возводит на иранский престол Кей-Кубада (Кава-Кавада), потомка Феридуна. Афрасиаб спасается за Окс (Амударью). Рустам защищает против туранцев страну солнца, Иран, при Кава-Каваде и его преемниках – Кава-Усе (Кей-Кавусе), Кава-Сьяварене (Сиявакуше) и Кава-Хусраве (Кей-Хосрове). На своем быстром как молния коне Рахше, который один из всех коней выдержал испытание давлением его тяжелой руки, Рустам, с накинутой на плечи тигровой шкурой, бьется арканом и булавой, имеющею форму головы быка, и никто не может устоять перед ним. Как медь его тело, подобен горе его вид, широка и высока его грудь, преизобильна его сила, и едва увидев его, ужасаются враги. Даже дивы бессильны бороться с ним.
Раздраженный благоденствием Ирана, Ахриман придумывает новые средства погубить служащих богу света. Он возбуждает в душе Кей-Кавуса надменность и алчность; Кей-Кавус доходит до такой дерзости, что считает себя равным с богами, и перестает чтить их. Воображая себя всесильным, он совершает ряд безумных дел и навлекает на себя бедствия. В «Шахнаме» рассказывается, как три раза наводит Ахриман врагов на Иран, три раза угрожает Ирану погибель. Но каждый раз сильная рука. Рустама отражает врагов, и наконец Кей-Кавус, вразумленный бедствиями, становится разумным.
Слайд 7Рустам и Сухраб
РУСТЕМ ОТТАЛКИВАЕТ КАМЕНЬ, СБРОШЕННЫЙ НА НЕГО БАХМАНОМ
РУСТЕМ СТРЕЛЯЕТ
В ШАГ АДА
Рустам оплакивает Сухраба
Слайд 8 Рустам и Сухраб
В ярости от неудачи своих
замыслов, от возобновившегося благоденствия Ирана, над которым снова сияет солнце,
Ахриман обращает свой гнев на героя, разрушившего все его козни, и успевает запутать дела так, что Сухраб, сын Рустама, родившийся в Туране, ведет туранцев на Иран. Отец, не узнав сына, убивает его на поединке. Невыразимая скорбь овладевает душою Рустама, когда он узнаёт, что мужественный юноша, убитый его кинжалом, – сын его, пошедший на войну, чтобы найти отца. Но даже после этого страшного потрясения тяжким ударом судьбы, воспетый Фирдоуси Рустам остается защитником святой иранской страны.
Слайд 9ФИРДОУСИ «Рустам и Сухраб»
Теперь я о Сухрабе и Рустаме
Вам расскажу правдивыми устами.
Когда палящий вихрь пески взметет
И
плод незрелый на землю собьет,
- Он прав или неправ в своем деянье?
Зло иль добро - его именованье?
Ты правый суд зовешь, но где же он? Что - беззаконье, если смерть - закон?
Что разум твой о тайне смерти знает?..
Познанья путь завеса преграждает. Стремится мысль к вратам заветным тем...
Но дверь нe открывалась ни пред кем.
Не ведает живущий, что найдет он
Там, где покой навеки обретет он.
Но здесь - дыханье смертного конца
Не отличает старца от юнца.
Здесь место отправленья в путь далекий Влачимых смертью на аркане рока.
И это есть закон. Твой вопль и крик
К чему, когда закон тебя настиг?
Будь юношей, будь старцем седовласым - Со всеми равен ты пред смертным часом. Но если в сердце правды свет горит,
Тебя в молчанье мудрость озарит.
И если здесь верна твоя дорога,
Нет тайны для тебя в деяньях бога.
Счастлив, кто людям доброе несет,
Чье имя славой доброй процветет!
Здесь расскажу я про отца и сына,
Как в битву два вступили исполина.
Рассказ о них, омытый влагой глаз,
Печалью сердце наполняет в нас.
Слайд 10Омар Хайям
Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури
родился в 1048 году в Нишапуре, учился в этом городе,
затем в крупнейших центрах науки того времени, в том числе в Балхе и Самарканде. По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали биографии.
Около 1069 г. он, находясь в Самарканде, написал трактат "О доказательствах задач алгебры и алмукабалы". А до этого были написаны два математических трактата.
В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 г. завершил работу над книгой "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида", в 1079 г. вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.
Слайд 11Омар Хайям «Рубаи»
Имя персидского поэта и мыслителя XII века
Омара Хайяма хорошо известно каждому. Его четверостишия – рубаи –
занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Их цитируют все, кто любит слово: от тамады на пышной свадьбе до умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих столетий рубаи привлекают ценителей прекрасного своей драгоценной слове-сной огранкой. В безукоризненном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека: это и веселый спор с Судьбой, и печальные беседы с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко изве-стным, довел эту поэтическую форму до совершен-ства и оставил потомкам вечное послание, прони-кнутое редкостной свободой духа.
Слайд 12Омар Хайям «Рубаи»
1
Вот снова день исчез, как
ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
<> 2 <>
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?
Слайд 13Низами Гянджеви
Лучший романтический азербайджан-ский поэт Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф
Низами Гянджеви родился около 1141 года в Гяндже, в семье
преуспе-вающего ремесленника. Образование получил в медресе Гянджы. В молодости писал лирические стихи. Безвыездно жил в родной Гяндже. Около 1173 году женился на тюркской рабыне Афак (Аппак), которую ему подарил правитель Дербента Сейфаддин Музаффар в знак признания таланта Низами и которую поэт воспел в своих стихах.
Слайд 14Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун»
Зарождение печальной повести о Меджнуне и
Лейли относится к глубокой древности. Предание об их любви, первоначально
сложившееся на арабской почве, получило в дальнейшем широкое распространение на всём, мусульманском Востоке среди многих народов. Со временем эта легенда обрела права гражданства в Иране, Средней Азии, Азербайджане. Образы Меджнуна и Лейли неотступно преследовали воображение многих поэтов, однако впервые за поэтическую разработку этой темы взялся Низами Гянджеви, бессмертное творение которого способствовало ещё большему распространению трагической повести о любви Меджнуна и Лейли.
Каждая поэма Низами представляет собой целый мир в движении. Этот мир не устаревает, а наоборот, молодеет из века в век на протяжении вот уже восьми столетий. В чём секрет этого? Видимо, в том, что великий художник изобразил такие непреходящие человеческие чувства, мечты и чаяния, которые будут живы, пока живёт само человечество...
Слайд 15«Лейли и Меджнун»
Во главе пышного каравана он торжественно едет к племени Лейли — сватать
красавицу за своего сына. Но отец Лейли отвергает сватовство: Кейс знатен родом,
но безумен, брак с безумцем не сулит добра. Родные и близкие увещевают Меджнуна, предлагают ему сотни прекрасных и богатых невест взамен Лейли. Но Меджнун бросает родной дом и в рубище с криком «Лейли! Лейли!» бежит по улицам, скитается в горах и в песках пустыни. Спасая сына, отец берет его с собою в хадж, надеясь, что поклонение Каабе поможет в беде, однако Меджнун молится не о своём исцелении, но лишь о счастье Лейли. Его болезнь неизлечима.
Слайд 16 Хафиз Ширази
Хафиз (родился в 1320 в Ширазе, умер 1390)
- знаменитый персидско-таджикский поэт и суфий-ский мастер.
Полное имя Хаджи Шамсаддин Мухаммад Хафизи Ширази
(также
Мухаммад Шамсаддин ). Сведения его жизни содержат мало достоверных фактов и дат, но много легенд.
Слайд 17Хафиз Ширази «Диван»
Его стихи являются вершиной персидской поэзии. Они в
Иране до сих пор читаются и декламируются. В школах Бухарского
ханства в XVI - начале XX в. стихи Хафиза Ширази входили в обязательный учебный курс.
Слайд 18«Диван» — сборник из 600 стихов.
Просило сердце у меня
то, чем
само владело:
В волшебной чаше увидать оно весь мир хотело…
Жемчужина, творенья
перл – всевидящее Сердце
О подаянии слепца просило – и прозрело!
Слайд 19«Диван»
Не причиняй лишь зла другим, а в остальном…
Живи, как знаешь,
и судьба тебе поможет.
Иного нет греха. Добром же ты умножишь
Себя,
как в зеркале, светящимся добром...
Слайд 20А.С. Пушкин. «В прохладе сладостной фонтанов…»
В прохладе сладостной фонтанов
И
стен, обрызганных кругом,
Поэт, бывало, тешил ханов
Стихов гремучим жемчугом.
На нити
праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой.
Любили Крым сыны Саади,
Порой восточный краснобай
Здесь развивал свои тетради
И удивлял Бахчисарай.
Слайд 21Его рассказы расстилались,
Как эриванские ковры,
И ими ярко украшались
Гиреев ханские пиры.
Но
ни один волшебник милый,
Владетель умственных даров,
Не вымышлял с такою силой,
Так
хитро сказок и стихов,
Как прозорливый и крылатый
Поэт той чудной стороны,
Где мужи грозны и косматы,
А жены гуриям равны.
Слайд 22И.В. Гете
Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне.
Отец его был юристом, имел чин имперского советника, мать была
знатной дворянкой. Иоганн рано начал читать, к семи годам уже знал латынь и греческий. В 16 лет Гете отправляется в Лейпцигский университет, на юридический факультет.
Учеба на юриста его не привлекла, ведущим интересом Гете была литература и искусство.
Слайд 23И.В. Гете «Западно-восточный диван»
«Книга эта словно шкатулка, полная жемчуга и
драгоценностей, нужно открывать ее снова и снова, смотреть на одно,
смотреть на другое, не можешь насытиться тихим светом одного, блеском другого, сияющими красками третьего, - так много в этой книге мудрости, духа, любви".
Слайд 24И.В. Гете «Западно-восточный диван».
Шесть пар помяните
И в сердце храните.
Образ зажег,
разжигает судьба,-
Это Рустам и Рудоба.
Хоть незнакомы - шаг до греха,
Это Юсуф и Зулейха.
Мука любви без любовных отрад, -
Это Ширин и Ферхад.
В мир друг для друга пришли, -
Это Меджнун и Лейли.
Старость идет, но любовь их верна,-
Это Джемиль и Ботейна.
А любовь и ее забавы-
Царь Соломон и царица из Савы,
Если их помнишь через века,
Будет любовь вовеки крепка.
Слайд 25Интернет ресурсы:
http://myklad.net/5/1/14/shax-name-xakim-abulkasym-firdousi-2005-poyeziya-audiokniga-mp3-64kbps-pyotr-markin.html
http://thelib.ru/books/hakim_abulkasim_firdousi/shah_name.html
http://www.rufanbook.ru/book_10753.html
http://alogol.uol.ua/blog/tags/115694/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5/
http://artru.info/il/31540/
http://www.barabass.ru/8.php
http://www.barabass.ru/65.php
http://rushist.com/index.php/mifologiya/2514-firdousi-shakhname-kratkoe-soderzhanie
http://knigopoisk.net/knigi/34122/Nizami_Gyandzhevi_-_Leyli_i_Medzhnun.htmls
http://sokrnarmira.ru/index/0-4062
http://www.liveinternet.ru/users/4499787/post267479757/
http://az-love.com/viewtopic.php?id=847
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/59708/5/
http://darim.info/156127-omar-xajyam-rubai-audiokniga-mp3.html
http://www.libex.ru/detail/book348409.html
http://www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1147814
http://krim.com.ru/node/77903
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_(detail).JPG?uselang=ru
Слайд 26Интернет ресурсы:
http://knigopoisk.net/knigi/79735/I_V_Gyote_-_Zapadno-vostochnyy_divan.htmls
http://www.bookle.ru/12100/3/
http://by-time.ru/events/detail.php?ID=8437
http://mudrageli.ru/302-xafiz-shirazi.html
http://aitaber.kz/blog/poem/4562.html
http://rudata.ru/w/images/d/d4/Divan_von_Hafiz.jpg
http://myklad.net/5/1/14/shax-name-xakim-abulkasym-firdousi-2005-poyeziya-audiokniga-mp3-64kbps-pyotr-markin.html
http://ahuman.ru/omar-xajyam-biografiya-omara-xajyama/
http://www.liveinternet.ru/users/scarlet_222/post217898684
http://sokrnarmira.ru/index/0-4029