Слайд 1Литературное чтение
Урок 36
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. «Иголкина родня»
(по Е. Пермяку). Загадки.
Цель: познакомить учащихся со
сказкой Е. Пермяка «Иголкина родня»; рассказать о полезных ископаемых; развивать
познавательный интерес; учить озаглавливать и составлять план произведения; расширить знания детей о формах земной поверхности — горах; воспитывать наблюдательность, бережное отношение к вещам.
Слайд 3Пересказ отрывка из рассказа Е. Пермяка «Как Сема строил «мост»
через реку».
О каких подвигах мечтали ребята?
Мечтал ли Сема Пичугин о подвиге?
Почему
ребятам запретили Ходить в школу по короткой дороге? Как вы думаете, о ком заботился Сема, делая мост из старой ветлы? Кто помог ему приладить перильца?
Как назвали люди мост?
Слайд 4Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима «Все для всех».
О каких профессиях
идет речь в стихотворении?
Какая из них самая важная?
От чего зависит
благополучие каждого?
Что восхваляет в своем стихотворении поэт?
Слайд 5Чтение учащимися стихотворения В. Брюсова «Работа» про себя.
Великая радость —
работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета
— Все счастье земли — за трудом!
Прочитайте, к чему призывает поэт.
В чем счастье земли, по мнению автора?
Слайд 6Беседа.
Какую работу выполняете вы?
Какая ваша главная работа как учеников?
Слайд 7Чтение учащимися стихотворения С. Погореловского «Учимся учиться, учимся трудиться» хором.
Слава летчикам в полете — тем,
кто в небе
на работе!
Слава тем, кто у печей,—
нет работы горячей!
Трактористу — слава в поле,
а твоя работа — в школе.
Труд твой тоже на виду.
Слава честному труду!
Слайд 8Чей труд славит поэт в стихотворении?
Как понимаете слова: труд твой
тоже на виду? (Значит, нужный, уважаемый.)
Как нужно учиться в школе?
Обоснуйте свой ответ.
Что общего в стихотворении
С. Погореловского и Ю. Тувима?
Слайд 9С. Маршак «Школьнику на память»
Если хочешь строить мост,
Наблюдать
движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
—
Хорошо работай в школе,
Добросовестно трудись!
Ты думал: школа — не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
— Он далеко уйдет за час!
Слайд 10Скороговорка, Чистоговорка
Ку-ку-ку — висит листик на суку.
Ка-ка-ка — ах,
дорога нелегка.
Ко-ко-ко — не ходите далеко.
Ок-ок-ок — закрой ротик на
замок,
Ак-ак-ак — зацвел чудесный мак.
Был в саду переполох
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Слайд 11Работа с загадками.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
(Гора)
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)
Слайд 13Что называется горой? Какое бы вы дали определение? (Горы —
это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над равнинами.)
Мы посмотрим с
вами диафильм «Горы» и по ходу его просмотра поговорим.
Какие бывают горы?
Чем покрыты вершины высоких гор? (Ледниками.)
Посмотрите, что растет на склонах гор?
Кто живет в этих лесах?
(Олени, лоси, дикие кабаны, птицы, белки.)
Что выращивают люди у подножия гор? (Виноградники, сады.)
А какие горы есть у нас в Украине? (Карпатские и Крымские.)
Как вы думаете, а из чего сделаны горы?
Слайд 14Работа над загадками.
Всех на свете обшивает.
Что сошьет — не надевает.
(Иголка)
Никак
не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу —
Усердную ...
(иголку)!
Слайд 15Создание проблемной ситуации.
Из чего сделана иголка?
Ребята, я загадывала вам разные
загадки. Назовите слова-отгадки.
Есть ли что-нибудь общее между горой и иголкой?
Слайд 16СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Ответ на этот вопрос поможет нам
дать автор сказки «Иголкина родня» Евгений Пермяк.
Слайд 17Чтение сказки по частям. Составление плана.
Ребята, вы обратили внимание, что
сказка разделена на части? Мы будем читать каждую часть и
придумывать к ней заглавие (составим план).
часть. Чтение учащимися первой части «цепочкой».
Найдите и прочитайте, как назывались горы и почему.
Как вы озаглавите первую часть?
План
Безымянная гора.
Молчаливая семьдесят седьмая сестра.
Подарок безымянной горы.
Девочка получила тяжелые капли.
Чудесный материал — железо.
Иголкина«родня».
Слайд 182 часть. Чтение учащимися второй части шепотом.
Чем хвалилась каждая гора
перед людьми? Расскажите.
Почему молчала безымянная гора? (Ей нечем было хвастаться.)
Какой
она была? (Скромной, тихой.)
Какой ее считали другие?
Озаглавьте эту часть.
3 часть. Чтение «цепочкой» по абзацу.
Что автор рассказал нам о девочке?
Какая была сестричка?
Из чего раньше делали иголки?
Почему безымянная гора решила пожалеть девочку?
Прочитайте, что гора сказала девочке.
Что она ей выбросила и велела сделать?
Какое заглавие придумали к данной части?
Слайд 194 часть. Коллективное чтение учащимися четвертой части сказки.
Как понимаете такое
выражение: «...нагревала камень до тех пор, пока он прослезился огненными
слезами...»?
Озаглавьте четвертую часть сказки.
5 часть. Самостоятельное чтение учащимися пятой части сказки.
На что были похожи тяжелые капли?
Что можно было с ними делать?
Что же, по словам отдала, подарила безымянная гора людям?
Как назвали этот материал? Гору? Камень бурый?
Что подарила гора девочке?
Придумайте заглавие к этой части сказки.
6 часть. Чтение «цепочкой» по предложению.
Где добывают железную руду?
Где ее плавят?
Прочитайте, как идет процесс плавки.
Что можно сделать из железа?
Озаглавьте последнюю часть сказки.
Слайд 20Беседа.
Как вы думаете, почему безымянная гора молчала и никогда не
хвалилась перед людьми своими богатствами, как ее сестры?
Почему гора посчитала
девочку достойной своего подарка — кусочка руды?
Слайд 21Выборочное чтение.
Прочитайте отрывок о том, как из железной руды получают
железо.
Назовите иголкиных «братьев и сестер», которые перечислены в сказке.
Какие из
них есть у нас в классе? Дома?
Слайд 22Лексическая работа.
Рубанок — инструмент, предназначенный для выравнивания деревянных поверхностей.
Слайд 23Беседа.
Мы с вами прочитали сказку.
Что, по вашему мнению, в ней
сказочное?
Что описанное в сказке по-настоящему происходит в жизни?
Что безымянная гора
подарила девочке?
Слайд 24Рассказ учителя с демонстрацией полезных ископаемых.
Железная руда, нефть, каменный уголь,
природный газ, известняк, песок глина, торф — полезные ископаемые.
Ископаемыми их
называют потому, что их извлекают из недр (глубин) Земли, а полезными — потому, что служат человеку: по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи.
Посмотрите: это железная руда, которую подарила безымянная гора. Это твердое вещество.
Возьмите в руки и скажите, она легкая или тяжелая.
Какого цвета? (Бурая, бывает и красная.)
Железную руду добывают в шахтах и карьерах. В специальных печах — домнах — из нее выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. А из стали делают разнообразные предметы, необходимые для жизни.
Слайд 29Работа с физической картой Украины.
В Украине залежи железной руды имеются
в Крыму, Днепропетровск и Запорожской областях.
Слайд 30ИТОГ УРОКА
Что нового узнали на уроке?
Что показалось вам наиболее интересным?