Слайд 1Литературное чтение
Урок 20
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема:Н. Сладков. «Осенняя елочка». И. Токмакова. «Осинка», «Дуб».
Цель: совершить путешествие
в осенний лес; расширить знания о деревьях, грибах, обогащать словарный
запас учащихся; учить правильно составлять предложения; вырабатывать технику чтения; развивать смекалку, сообразительность; прививать любовь к поэтическому слову; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Слайд 3Выставка детских рисунков об осени.
Расскажите, с какими дарами пришла к
нам осень.
Какие краски вы использовали, когда рисовали волшебницу-осень? Почему выбрали
именно эти цвета красок?
Слайд 4Выразительное чтение стихотворения
Э. Мошковской.
На сколько частей вы разобьете стихотворение?
Нарисуйте
словесную картину первой части стихотворения.
Кто теперь беседует часами над прудом,
где тихая беседка?
Как вы думаете, о чем могли беседовать березовый и кленовый листочки?
Слайд 5В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи
кладут и так едят. (Помидоры)
Над землей трава,
под землей алая голова.
(Свекла)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
На сучках висят шары —
Посинели от жары! (Слива)
Летом — в огороде,'
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)
Слайд 6 Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый — все довольны!
Так
приятен он на вкус!
Это что?.. (Арбуз)
Расселась барыня на грядке,
Одета в
шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук)
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
Слайд 7Работа над скороговоркой.
Встретил в чаще еж ежа:
Как погода, еж?
Свежа!
И пошли
домой, дрожа,
горбясь, ежась, два ежа.
Слайд 8Беседа.
Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени? Как
изменились предметы живой природы?
Как вы думаете, почему осенью листья опадают
с деревьев?
Слайд 9Работа над загадкой.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью
с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Как догадались, что это дерево?
Слайд 10Сообщение учителя.
На уроке отправимся в сказочный осенний лес. Мудрая Сова
принесла нам загадки о деревьях и растениях, которые встретятся нам
в лесу. Давайте вместе отгадаем эти загадки и составим карту движения по лесу, чтобы не заблудиться.
Слайд 11Работа над загадками. Составление карты путешествия.
В сенокос —
горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Я из крошки-бочки
вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Слайд 12Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не
шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Что за дерево стоит —
Ветра
нет, а лист дрожит? (Осина)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Слайд 13«Рябиновая»
«Грибная»
Карта путешествия в сказочный осенний лес
Слайд 14СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке вы узнаете много интересного
о жизни деревьев осенью,
о грибной поре.
Слайд 15Беседа.
Посмотрите по карте, на какой станции в лесу мы сделаем
первую остановку.
На станции «Елочная».
Прочитайте название рассказа в учебнике. Кто его
автор?
Слайд 16Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в семье
рабочего. Был военнослужащим. Ему, как человеку военному, пришлось побывать в
разных уголках России. С детства он любил природу.
Николай Иванович вспоминал: «Природа волновала и влекла меня всю жизнь, ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность поражали мое воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней».
Встретиться один на один с медведем, волком, рысью отважится далеко не каждый, даже вооруженный человек. А Сладков подкрадывался к хищникам и ядовитым змеям с одним только фотоаппаратом в руках.
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить»,— говорил Сладков
Слайд 17Лексическая работа
Самостоятельное чтение рассказа.
Предварительная подготовка к чтению — прочитать слова:
раз-дви-ну-ла
рас-те-рян-на-я
вы-су-ну-лась сча-стли-ва-я
у-ди-влен-но ста-но-вит-ся
о-смо-тре-лась раз-но-цвет-на-я
е-лоч-ки-но-го
лист-вен-ной
вспо-ми-на-ют
Слайд 18Работа с учебником.
а) Беседа по вопросам учебника.
б) Работа над иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию.
Какие
украшения висят на елочке?
Как выглядит елочка?
Что бы вы подарили елочке?
Чтение
стихотворений И. Токмаковой шепотом.
Станция «Осинка».
Отправляемся дальше по сказочному лесу
Слайд 19На какую станцию мы прибыли? Почему она так называется? Что
знаете об этом дереве?
Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Осинка».
Почему об осинке
сказано, что она зябнет?
Как деревья спасаются от холода? Найдите и прочитайте.
Слайд 20Станция «Дубовая».
Что нового вы узнали о дубе из стихотворения «Дуб»?
Найдите
строки, где говорится, что дуб — очень стойкое дерево. Знайте,
что дуб и осина позже всех сбрасывают листья.
Что хотите пожелать дереву? Как бы вы помогли дереву?
Слайд 21Станция «Рябиновая».
Лексическая работа по учебнику
Какая на вкус рябина?
После первых осенних
заморозков ягоды рябины становятся сладкими. Рябина — чудесная пища для
зимующих птиц и ценное лекарственное растение.
Слайд 22Станция «Грибная».
Ребята, мы забыли взять с собой корзинки, когда отправлялись
в лес.
Для чего они нам нужны?
Слайд 23Знакомство с грибами
Я стою на ножке толстой, я стою на
ножке гладкой под коричневою шляпкой с нежной бархатной подкладкой. Если
б очень захотели, вы найти меня могли б: я расту под веткой ели, я, ребята, (белый гриб).
Ножки наши тонки, на ножках перепонки, растем мы под пеньками, зовемся мы — ... (опенки).
Я в красной шапочке расту среди
корней осиновых. Меня увидишь за версту,— зовусь я — ... (подосиновик).
Мы желтые ... (лисички), веселые сестрички, и нас найти не просто бывает с непривычки.
Но если вы найдете, валежник разгребая, одну из нас,— то рядом
найдется и другая!
Слайд 24Белый гриб
Я стою на ножке толстой, я стою на ножке
гладкой под коричневою шляпкой с нежной бархатной подкладкой. Если б
очень захотели, вы найти меня могли б:
я расту под веткой ели, я, ребята…
Слайд 25Опята
Ножки наши тонки, на ножках перепонки, растем мы под пеньками,
зовемся мы — ... (опенки).
Слайд 26Подосиновик
Я в красной шапочке расту среди
корней осиновых.
Меня увидишь за версту,— зовусь я — ...
Слайд 27Лисички
Мы желтые ... (лисички), веселые сестрички, и нас найти не
просто бывает с непривычки.
Слайд 28Маслята
Но если вы найдете, валежник разгребая, одного из нас,— то
рядом
найдется и другой!
Слайд 29Беседа.
На какие два вида можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные.)
Какие
съедобные грибы вы знаете?
Какие грибы несъедобные? (Мухомор, ложный опенок, бледная
поганка, ложные лисички и др.)
Слайд 30ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Пересказ учащимися рассказа Н. Сладкова «Осенняя елочка».
Выразительное
чтение стихотворений И. Токмаковой.
Постарайтесь при чтении передать характер каждого дерева.
Беседа.
Что
напоминают листья ели?
А у кого еще есть иголки?
Слово иголки — многозначное. Докажите.
Подумайте и скажите, на что похожи листья осины, дуба и рябины.
Слайд 32ИТОГ УРОКА
О каких деревьях читали на уроке?
Что нового о них
узнали?