Слайд 1Анна Андреевна Ахматова (Горенко)
1889 - 1966
От странной лирики,
Где каждый шаг
– секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист
увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
Слайд 2Творчество Ахматовой – это не просто высший образец «женской» поэзии.
Оно представляет собой небывалый синтез женственности, тонкого чувства, мудрости, эмоциональной
выразительности и мужской мужественности, глубокой мысли, редкой для лирики изобразительности, ставший возможным только в ХХ веке.
Слайд 3Портрет Анны Ахматовой.
Художник Н.Альтман.
Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной
легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата:
Татарское,
дремучее,
Пришло из никуда.
К любой беде липучее,
Само оно беда…
Слайд 4А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко);
Русский поэт, писатель, переводчик;
одна из известнейших русских поэтесс ХХ века.
Слайд 5Кресты,
вид с Невы.
Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической
судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании,
репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (её муж Н.Гумилёв расстрелян в 1921 году, Николай Пунин - спутник её жизни в 1930 годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году.
Слайд 6Единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х
и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и
матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Слайд 7Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась
замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» Постановление ЦК ВКП
(б) не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.
Слайд 8Родилась в Одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина,
инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко , ставшего (после
переезда в столицу)коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля.]Её мать, Инна Эразмовна Стогова, состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой.
Слайд 9В 1990 семья Горенко переехала в Царское Село, здесь Ахматова
стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето ездила отдыхать в
Севастополь.
Слайд 10Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В
пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она
научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».
Слайд 111910 — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва.
1910—1912 —
дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих
поездок, от знакомства в Париже несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.
1911 год — первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.»
Слайд 12Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости
примыкала к (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества
Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий ХХ века, сопряжённое с личными переживаниями.
Слайд 13В апреле 1921 года в вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000
экземпляров.
Летом этого года — рассталась с В. К. Шилейко.
В ночь
с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
Слайд 14 В 1922 году — фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина.
22
октября 1935 — арестованы, а через неделю освобождены
Н. Н.
Пунин и Л. Н. Гумилёв.
1938 — арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв.
Слайд 15В 1943 — кончился срок отбытия наказания Льва Гумилёва в
Норильсклаге. Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года
он ушёл добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.
Слайд 16Автобиографическая поэма «Реквием » (1935-40); опубликована (1987) — одно из
первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
Слайд 17В 1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6
ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей
Слайд 18В 1958 - вышел сборник "Стихотворения"
В 1962 — Анна
Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
В 1964 — в
Италии получила премию «Этна-Таормина».
В 1965 - диплом почётного доктора Оксфордского университета.
Слайд 19Похороны Анны Ахматовой, рядом Иосиф Бродский
5 марта 1966 года —
умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
7 марта— в 22:00 по
Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарове под Ленинградом.
Слайд 20 Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница
и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Такова
Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч дворянской России, обречённых … (Из выступления Члена Политбюро Андрея Жданова)
Слайд 21Песни на стихи Анны Ахматовой
«Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу
лунный лук» (музыка — Владимир Евзеров исполнитель — Азиза)
«Виновник», стихотворение
«А в
августе зацвёл жасмин» (музыка — Владимир Евзеров, исполнитель — Валерий Леонтьев)
«Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель — «Сурганова и Оркестр»)
Слайд 22 «Сероглазый король» (музыка — Александр Вертинский, исполнитель — Александр Вертинский)
«Смятение» (музыка —
Давид Тухманов, исполнитель — Ирина Аллегрова)
«Я сошла с ума, о мальчик
странный» (музыка — Владимир Давыденко, исполнитель — Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
«В ту ночь» (муз. В.Евзерова
исп. Валерий Леонтьев)
Слайд 23Трагические интонации любовной лирики
Любовная тематика занимает одно из главных мест
в творчестве Ахматовой, которую называли русская Сапфо. Обычно поэтесса предпочитала
зашифровывать адресатов и героев своих стихов.
Слайд 24«Сжала руки под тёмной вуалью…»
Сжала руки под тёмной вуалью..
«Отчего ты
сегодня бледна?...»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду?
Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот,
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Слайд 25О чём стихотворение? О любви? Но какой? Счастливой и несчастной
одновременно, одухотворяющей жизнь и заставляющей страдать. Обычно, её стихи –
это начало любовной драмы или её кульминация, но чаще – трагическая развязка.
Слайд 26Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной
правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922
по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была "невыездной".
Слайд 27«Небывалая осень построила купол высокий»
В этом стихотворении фигура героя также
не обозначена, но литературоведы предположили, что оно связано со вторым
мужем Ахматовой В.Шилейко
и женщины
Перед нами воспоминания героини о её первой встрече
со своим возлюбленным: «Вот когда подошёл ты, спокойный, к крыльцу моему».
Природа в стихотворении не просто фон, а участник событий. Весь мир подаёт героине знак, как воспринимать встречу.
А смысл стихотворения – в разгадывании этих знаков.
Слайд 29Добрые знаки
Всё стихотворение пронизано ощущением необычности: «небывалая осень», задержавшееся тепло,
сияющее небо. Эти строки вроде бы предупреждают о чуде, о
добрых переменах в судьбе.
Слайд 30Тревожные знаки
Уже во второй строфе появляются тревожные нотки, меняется природа:
«изумрудною стала вода», «крапива запахла, как розы» - меняет свою
суть. Вода надела маску драгоценного камня (а должна быть мутной), сорняк прикинулся розой – что-то неладное в природе.
БЕСОВСКОЕ.
Слайд 31Всё это - обман. И об этом напоминает оксюморон «весенняя
осень»:
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень
так жадно ласкалась к нему,
Что казалось, сейчас забелеет прозрачный подснежник…
Глагол «ласкалась» даёт знак, что пришла вовсе не любовь, а страсть. И в последней строфе герой развенчивается.
РАЗГАДКА
Слайд 32«Песня последней встречи»
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки
Я
на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А
я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут своей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
1911
Слайд 33Стихотворение названо песней, но больше напоминает новеллу. Место действия –
город.
Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность.
Слайд 34Настроение меняется, постепенно нарастая от беспомощности, безнадёжности, равнодушия любимого –
до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание живых людей –
и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма равнодушного оттенка – шёпот осенний, горящие в доме свечи.
Слайд 35«Память о солнце в сердце слабеет…»
Память о солнце в сердце
слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет.
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится
-
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится -
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть! За ночь пройти успеет
Зима.
1911
Слайд 36Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви
ивы…
Осень – конец любви, зима – конец жизни. Всё в
прошлом. Природа передаёт состояние души человеческой.
Слайд 37Чередование длинных и коротких строк – авторский художественный приём, с
помощью которого подчёркивается безысходность. Создаётся впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки,
одиночества.
Слайд 38О поэте
и поэзии
«Творчество» (1936-1960)
Слайд 39Это первое по счёту стихотворение в цикле «Тайные ремёсла»,
посвящённого творчеству и природе стиха. Ахматова, следуя традициям Державина, Пушкина,
Некрасова, Блока, Гумилёва, Маяковского и многих других, отказывается от пафоса.
Слайд 40Для неё процесс сочинения стихов не окутан романтическим ореолом –
это болезнь («истома», пульсирующая в ушах кровь – «бой часов»):
Когда
б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда….
Слайд 41Часто стихосложение ассоциируется с трудом подбора рифм. Но для Ахматовой
– это самое простое («лёгких рифм сигнальные звоночки»). Она считает,
что главная задача поэта –
написать своё сочинение под диктовку Музы.
Слайд 42Петербург, Никольский собор, Памятник
Ахматова на
смертном Одре. А.А.Ахматовой
в Петербурге