Слайд 1ЛИТЕРАТУРА II половины 19 века. Расцвет реализма в мировой литературе.
Новые направления и течения
Цель: знакомство с процессами, происходившими в западноевропейской
и русской литературе данного периода, представителями реализма в различных странах, новыми направлениями и их представителями
Слайд 2
II половина 19 века начинается с 1860-х годов и вместила
в себя ряд событий мирового значения.
Слайд 3РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Во II половине 19 в. приобрела огромный вес и
значение в социальной и культурной жизни России.
Она стала источником духовного
совершенства и ареной идейных битв.
Крымская война 1853-1856 годов, отмена крепостного прав в 1861 году, становление капитализма находили живой отклик в творчестве русских писателей
Слайд 4Размежевание в обществе
Появилось в 1850-х годах
ДЕМОКРАТЫ
ЛИБЕРАЛЫ
Слайд 5ЛИБЕРАЛЫ
Выступали за постепенное реформирование жизни без революций и потрясений.
М.Н. Катков в
журнале «Рус -
ский вестник» пропагандировал
английский путь социальных и
экономических реформ.
Слайд 6Революционные демократы
Проводили идею крестьянской революции.
Вождем революционеров – демо
кратов стал журнал «Современ –
ник» во главе с Н.Г. Чернышев –
ским. Противостояние этих лагерей отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети»
Слайд 7ДВЕ ШКОЛЫ РЕАЛИЗМА
«Тургеневская» рисовала человека, зае –
денного средой.
«Щедринская» изображала
саму эту среду.
ТУРГЕНЕВСКАЯ
ЩЕДРИНСКАЯ
Слайд 8НОВЫЕ ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА
1. Смена героя времени. Был «лишний
человек» -
стал «новый человек» - разночинец.
2.Углубление масштаба изображения.
3.Изменение жанровой системы. На
первый план выходит РОМАН.
Слайд 9И.С. ТУРГЕНЕВ
Смог передать атмосферу русской деревни, крестьянской и помещичьей («Записки
охотника», «Дворянское гнездо»); конфликт поколений, стоящих на различных идеологических позициях
(«Отцы и дети»)
Слайд 10И.А. ГОНЧАРОВ
Изображает судьбы русского дворянства.
Он открыл в литературе
осо
бый тип героя: мягкого, со –
вестливого, но пассивного –
«Обломов», одаренного, но
безвольного романтика
«Обрыв».
Слайд 11Л.Н. ТОЛСТОЙ
В первых же произведениях – «Детство»,
«Отрочество»,
«Юность»,
кавказских и севастополь –
ских рассказах проявился
мощный талант. Масштаб –
ность романа «Война и мир»
семейная драма «Анны
Карениной» помогали осмыс
лить социальные и нравственные
вопросы современности.
Слайд 14РЕАЛИЗМ
Во Франции и Англии сложился уже в
20 – 30 х
годах 19 века.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1.Жанровое и
стилевое богатство
2.Расширение круга тем
3.Преобладание философско – интеллек
туального начала
4.Духовно-личностная проблематика
5.Конкретное изображение органически соединяется с обобщенно-символическим
6.Усиление психологизма.
Слайд 15ГЮСТАВ ФЛОБЕР
Его творчество – иллюстрация перемен.
Главный объект внимания –
действительность. Но на сме-
ну ярким личностям пришли
обыкновенные люди, а мир страстей
Стендаля и Бальзака уступает место
«миру цвета плесени», где самым приме –
чательным событием сановится супруже –
ская измена, как в романе «Мадам Бовари»
Слайд 16НАТУРАЛИЗМ
Как метод сложился в 1850 х годах , испо
ведовал
культ природы. Философская
основа – позитивизм, который апеллиро –
вал к
науке и требовал фактографии.
Законы природы проэцировались на социальную жизнь. Поведение человека мотивировалось «физиологией». Главное внимание точному описанию реальности.
Слайд 17Писатели натуралисты
Дж Элиот
Э.Золя
Гаупт
ман
Бр. Гонкуры
Слайд 18ДЕКАДАНС
Dekadentia – упадок. Термин вошёл в лит.
в 1880 х годах.
Характерные черты – тоска, меланхолия, бесконечная усталость, тяга к красоте,
неприятие действительности. Такое настроение было вызвано ощущением кризиса христианских ценностей, утратой традиционной нравственности вследствие развития естественных наук и материалистических взглядов
Наиболее видный предста
витель декаданса. Призы –
вал не заниматься «бытом
трущоб и нуждами бедно –
сти», выдвинул тезис о
«чистом искусстве, об ис –
кусстве ради искусства»
(«Портрет Дориана Грея»)
Слайд 20СИМВОЛИЗМ
Появляется в 1860 х годах. Теоретически обосновал направление французский поэт
Жан Мореас.
В основу положено учение ПЛАТОНА о «мире идей и
мире вещей»
На месте худ. образа символисты утвер – ждают СИМВОЛ, несущий смысл туман – ный, смутный, не поддающийся точной расшифровке.
Слайд 21ПОЭТЫ - СИМВОЛИСТЫ
ВЕРЛЕН
БОДЛЕР
ВЕРЛЕН БОДЛЕР
РЕМБО МАЛЛАРМЕ
Слайд 22ИМПРЕССИОНИЗМ
Задача – отражение предельно точного впечатления, вызванного тем или иным
фактом.
В литературе импрессионизму свойствен ны фрагментарность, отрывочность пове ствования, внимание
к деталям, нюансам
Характера, преобладание ощущений
зыбкости, недосказанности, неопределён
ности
Слайд 24Художники импрессионисты
К.Моне Э.Дега
О.Ренуар
Слайд 25Эдгар Дега
Любимые темы – театр и парижские трущобы
Слайд 26ИТОГ
Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй
половины 19 века?
Какие школы существовали в литературе реализма в России?
Какие
направления и течения существовали в западно-европейской литературе?
Назовите предствителей каждого направления.