Слайд 1Художественная и публицистическая проза
Борис Степанович Житков (1882 -1938 г.)
Слайд 2Содержание
1. Биография
2. Почти писатель
3. Начало творчества
4. Произведения для взрослых и
детей
5. Произведения для детей – вся его жизнь
6. Б. Житков
– это кладовая знаний
7. Цель жизни Б. Житкова
Слайд 3
Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор
популярных приключенческих рассказов и повестей.
Биография
Слайд 4Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года, недалеко от
Новгорода, в деревушке на берегу Волхова.
Слайд 5:
Отец Бориса был учителем математики. Мать Бориса была отличной пианисткой.
Слайд 6Бориса отдали во вторую одесскую гимназию, где он учился в
одном классе вместе с будущим Корнеем Чуковским. Борис был необычным
гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию.
К. Чуковский
Б. Житков. Гимназист
Слайд 7Почти писатель
Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его
письма, порой, – целые рассказы. Писал он и стихи: их
у него накопилась целая тетрадь.
Слайд 8Начало творчества
Когда Житков взялся за перо, новый смысл приобрела вся
его прежняя жизнь, она стала материалом для творчества.
Слайд 9Один за другим стали появляться рассказы о необычайных приключениях мужественных
моряков и лётчиков и о смелых русских революционерах.
Слайд 10Произведения для взрослых и детей
Перу Бориса Житкова принадлежат талантливые романы,
пьесы, статьи для взрослых.
Слайд 11За 15 лет литературной работы им написано 192 произведения, в
том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных
произведений, 14 статей. Но, пожалуй, «своё, житковское, новое слово сказал он именно в детской литературе».
Слайд 12Произведения для детей- вся его жизнь…
За годы работы в детской
литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для
детей и изобрёл и подсказал немало новых.
Слайд 13он –один из создателей научно-художественного жанра;
он затеял еженедельный журнал-картинку
для детей, ещё не умеющих читать;
он придумывал разные виды
книжек-игрушек;
он принимал участие в создании специального календаря для детей
Слайд 14Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах – в
«Пионере», «Чиже», «Юном натуралисте».
Слайд 15Он написал 38 маленьких рассказов для дошкольников. Это сказки «Кружечка
под ёлочкой», «Девочка Катя», это рассказы «Пудя», «Наводнение», «Красный командир».
Слайд 16Писатель рассказал детям о том, «Как советские лётчики завоевали Северный
полюс»;
к столетию со дня смерти А. С. Пушкина подготовил
в «Чиже» статью чтобы рассказать детям о великом поэте;
он поведал и о подвиге челюскинцев;
о жизни детей за рубежом;
о новых советских морских судах;
о большевике С. М. Кирове;
о событиях в Испании;
о дружбе советских людей;
Слайд 17Его маленькие рассказы, как, например, «Пожар», «Как подняли пароход со
дна», «Почта – это целая энциклопедия профессий о труде пожарных,
водолазов, почтальонов, это рассказы о советском человеке – труженике, коллективисте.
Слайд 18Как и в детстве, Житков «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать».
И подчас героями его произведений становились... топор и пароход. Как
автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг. Для этого он непрестанно и усердствовал выдумкой.
Сейчас расскажу
Б. Житков – это кладовая знаний
Слайд 19Пригодились и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая
слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту,
а писателю К. Федину – как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы... и готов был ... немножко построгать вместе с замечательным бондарем – Житковым».
Слайд 20В рассказах Б. Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение
поделиться своим жизненным опытом, уважение к читателю-ребенку.
Слайд 21Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам.
«Не бойтесь вы лирики»,— говорил Б. С. Житков молодым писателям,
считая всякую холодность «кощунством и пошлостью», которым не может быть никакого оправдания.
Слайд 22Особое место в творчестве Б. С. Житкова занимают его рассказы
о животных, такие, как «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка»,
«Беспризорная кошка», «Мангуста». Это занимательные произведения, в которых чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей и подлинность событий, положенных в основу сюжета.
Слайд 23Острая память детства помогла Житкову понять особенности маленьких детей, своеобразие
восприятия ими жизненных явлений, перевоплотиться в своего героя – «носителя
чувств четырёхлетнего человека».
Слайд 24Житков писал: «Я вспоминаю пароходный трап по тому, как я
на нём расшиб себе голень, вспоминаю индюка по тому, как
он меня больно клюнул, когда я совал ему зёрна, а лошадь по тому, как она меня не укусила, когда я ей давал на ладони сахар. А я этого как раз ждал и боялся. А она бархатными губами затянула сахар, мягко и осторожно, а могла бы откусить мне руку по локоть».
Слайд 25Стремление передать воспринятое в течение жизни другим поколениям определило особый
строй произведений Житкова.
Цель жизни Б. Житкова
Слайд 26«О чем бы вы ни писали, вы не можете считать
свою задачу исполненной до конца, если... не возбудили желания, страсти
поскорее взяться, сейчас же, разворачивать стену, чтоб вдруг брызнул свет хоть сквозь маленькую брешь»
Слайд 27Список литературы
https://yandex.ru/images/?redircnt=1449143668.1 – Яндекс. Картинки
http://injournal.ru/biograf/zhitkov.html - Борис Житков - биография
писателя
http://studopedia.ru/3_89715_b-zhitkov-obzor-tvorchestva.html - Житков. Обзор творчества