Слайд 1Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого
Проект - презентация
урока
в 10 классе.
(2ч.)
Слайд 2Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение
к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев,
строить отношения с родителями на адаптивной основе.
Задачи:
Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.
Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.
Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.
Слайд 3 «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям».
(Л.Н. Толстой)
Слайд 41-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным
главам повести «Детство».
2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и
преданиями в семье Л. Н. Толстого.
3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».
Индивидуальное задание:
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Слайд 5 Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова
«хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни,
оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Слайд 6«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери,
о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась
для меня святым идеалом…»
(Л.Н.Толстой).
«…Целый день тупое, тоскливое состояние… Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и … быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, - но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня.
Все это безумие, но все это правда».
Слайд 7 «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»
Л. Н. Толстой.
Задание:
Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».
Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).
Слайд 8
МАТЬ.
Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь
мать?
Какое общее впечатление от матери остается в этой главе?
Почему
Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?
Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?
Слайд 9ОТЕЦ.
Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?
Какие две страсти
отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был
мой отец»?
Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие?
Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек?
В какой атмосфере жил Николенька?
Слайд 10Лев Николаевич Толстой и его семья.
Эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив
у себя дома».
Л. Н. Толстой.
Задание:
Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.
Слайд 11О своем детстве Л. Н. Толстой вспоминает как о чем
– то особенно светлом, прекрасном, гармоничном.
«Если бы мне дали выбирать:
населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее»,-
так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом.
Слайд 12«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задание:
Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война
и мир».
Эпиграф: « Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные».
(Н.Страхов).
«Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». (А.И.Герцен).
Слайд 13Семья Ростовых.
Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
К какому
типу семьи примыкают Ростовы?
Что значит для них родительский дом? В
каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.
Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?
Слайд 14Семья Болконских.
Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них
у всех?
Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
Слайд 15Семья Курагиных.
Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
Существуют ли в
их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть»,
«жертвенность»?
Слайд 16 Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную
жизнь он считает «настоящей»?
Слайд 17 «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что
это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она
готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». ( Н.Я. Берковский).
Слайд 18 И своей концовкой «Война и
мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты
ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).
Слайд 19«Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Эпиграф: «
Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную
мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).
Слайд 20
Каждая семья – это большой сложный мир, в
котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на
воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
Слайд 21 Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали
удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не
хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю».
Народная артистка СССР Ольга Волкова
Слайд 22Об авторах:
Венина Вера Александровна – учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»;
Савинова
Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»;
Федорова Надежда Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»;
Ширяева Ирина Ивановна – воспитатель, учитель английского языка МОУ «Топкановская СОШ».