Слайд 1Способы создания образа красоты в рассказе А.П.Чехова.
Рассказ А.П.Чехова «Красавицы»
1888г.
Тема красоты –
«вечная» тема в русской литературе.
Слайд 2А.П.Чехов (1860 – 1904г.) - писатель-новатор, его интересует общее состояние
жизни, ее основы, течение времени, большое значение в рассказах Чехова
приобретает символическая деталь.
В рассказах «Дом с мезонином», «О любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Именины» … созданы удивительно живые женские портреты.
Слайд 3Красота*- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору или слуху (Толковый словарь).
«Красота
страшна»,- вам скажут .Шаль цыганскую на плечи вы накинете лениво
– красный розан в волосах…«Красота проста»,-вам скажут. Шалью клетчатой тихонько вы накро-ете ребенка – крас-ный розан на полу…
Слайд 4Эпиграф
Издалека, из тьмы безгласной, -
Иль это только снится мне –
Твой
лик печальный и прекрасный
В туманном движется окне…
Слайд 5Цветовая символика рассказа
Серый – скука , замирание жизни.
Зеленый – атрибут
чужого пространства, соотносится с инфернальным.
Белый, розовый – символизируют обновление, молодость.
Слайд 6Две красавицы – два женских портрета в двух частях рассказа.
Слайд 7Вступление.
О красоте женщины написано много и в прозе, и в
стихах. Красота – это дар Бога, нечто не поддающееся объяснению,
поэтому, вероятно, невозможно говорить о прекрасном с иронией. Чехов - самый, пожалуй, ироничный писатель конца 19 века – в рассказе «Красавицы» необычайно серьезен.
Слайд 8Образ СЕРОГО в первой главе
создан соответствующей лексикой:
томительно-скучный день
сухой ветер,
степь
облака пыли
не хотелось ни глядеть, ни говорить
дремавший возница
не издавая ни звука
очнувшись от полусна
уныло и кротко
сквозь пыль
Слайд 9 Аллитерации на (з), (с) подчеркивают мотив назойливой скуки, аллитерации
на (л), (п) создают ощущение унылого движения по пыльной дороге.
Мотив
застывшей жизни
Слайд 10Красавица - армянка
Красота юной армянки сравнивается с закатом солнца, когда
небо окрашено «в багряный, оранжевый, золотой, розовый цвета». Создается впечатление
зарева, небесного пожара. Яркие сравнения усиливают это впечатление…
Слайд 11Глава вторая
Мне грустно и легко, печаль моя
светла,
Печаль моя полна тобою…
А.С.Пушкин
«В другой раз, будучи уже студентом, ехал я по железной дороге на юг. Был май…»
Так начинается рассказ о встрече с другой красавицей.
Слайд 12Образ русской девушки создан Чеховым при помощи нежных, светлых, летучих
красок…
Вот пробил третий звонок, и поезд лениво тронулся.
Красавица с ее
чудной, детски лукавой улыбкой осталась на платформе…Было грустно…
Слайд 13Доминирующие цвета во 2 части рассказа: золотистый, розовый,
светло-голубой, черный
и зеленый.
Метафора А.П.Чехова прозрачна: красота недолговечна, ее легко погубить. Красота
нуждается в защите, в поклонении.
Свеча в финале рассказа как символ надежды: пока в мире существует красота, жизнь имеет смысл.
Слайд 14Рассказчик пытается объяснить свои чувства, вспоминая впечатление, которое произвела на
него девушка…
«Кажется, стоит пробе-жать ветру или пройти дождю, чтобы …
капри-зная красота осыпалась, как цветочная пыль…»
«Это была красота мотыльковая, к которой так идут вальс, порханье по саду, смех и веселье…»
Слайд 15Итоги аналитического прочтения рассказа.
Во-первых, способом создания образа красоты в рассказе
Чехова является живописный портрет.
Во-вторых, используются цветовые, звуковые образы и метафорические
сравнения.
В-третьих, в создании образа красоты
участвует пейзаж, либо представляя собой антитезу внешнему облику, либо подчеркивая обаяние портрета.
Слайд 16Метафорические сравнения армянской девушки с птицей, а русской красавицы с
мотыльком усиливают ощущение чуда красоты…
В финале рассказа по
В финале рассказа
появляется свеча.
Свеча – это символ надежды. Пока существует в мире красота, существует и надежда, что жизнь имеет смысл.