Слайд 1Костина Лилия Сергеевна.
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории МБОУ «СОШ №56 г. Курска»
Слайд 2Россия рубежа
19-20 веков.
Историко-культурная ситуация.
Русская литература на рубеже
веков.
Вводный урок. 11 класс.
Слайд 3Цель урока:
показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца
19 - начала 20 веков с историческими процессами в стране
и в мире;
дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 - начала 20 веков; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».
Слайд 4Историко-культурная ситуация.
На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех
областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически
действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
Слайд 5Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20
века?
Вопрос:
Слайд 6Важнейшие исторические события начала 20 века.
Россия пережила 3 революции:
-революция 1905
года;
-Февральская революция;
-Октябрьская революция 1917 года.
Войны:
-Русско-японская война 1904-1905 г.г.;
-Первая мировая война
1914-1918г.г.;
-Гражданская война.
Слайд 7Внутриполитическая обстановка в России.
Очевидна была необходимость перемен. В России противоборствовали
три основные политические силы:
-защитники монархизма,
-сторонники буржуазных реформ,
-идеологи пролетарской революции.
Слайд 8Выдвигались различные варианты программ перестройки:
«сверху», средствами «самых исключительных законов»,
приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей,
какого еще не видела история» (П.А.Столыпин).
Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.
«снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.Ленин).
Теоретическая подготовка революции и террор.
Слайд 9Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа
19-20
веков.
Задание:
Слайд 10Научные открытия в области естествознания.
-открытие рентгеновских лучей,
-определение массы электрона,
-исследование радиации,
-создание
квантовой теории,
-теория относительности,
-изобретение беспроволочной связи.
Слайд 11Научные открытия в области естествознания.
Естествознание 19 века постигло, казалось, почти
все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу
человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы(вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Слайд 12Философские идеи.
Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании.
Как
считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену
ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».
Слайд 13Философские идеи.
Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса:
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета
поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизму…соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Слайд 14Философские идеи.
Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути
идеям Ф.Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути
личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога( «Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Бога-человека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
Слайд 15Философские идеи.
«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не
принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и
идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н.Бердяев).
Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
Слайд 16Русская литература на рубеже веков.
Вспомним!
Литература рубежа веков и начала 20
века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного
века.
Это определение введено в 1933 г. Н.А.Оцупом.
Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» – «серебряным веком».
Слайд 17Русская литература на рубеже веков.
Первоначально понятие «серебряный век» характеризовало вершинные
явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других
выдающихся поэтов.
Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов.
Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков».
Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.
Слайд 18Русская литература на рубеже веков.
Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но
в литературе отражалось по-разному. В начале 20 века продолжались и
развивались традиции реалистической литературы.
Еще жили и творили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов – их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.
Слайд 19Русская литература на рубеже веков.
В это время создавали свои произведения
такие писатели-реалисты, как: В.Г.Короленко, В.В.Вересаев, М.Горький, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев.
Реалистическая литература
преодолевала свой кризис.
Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.
Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.
Слайд 20Русская литература на рубеже веков.
В связи с развитием марксизма в
России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские
поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
Слайд 21Русская литература на рубеже веков.
Понятие «серебряный век» связано прежде всего
с модернистскими течениями.
Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые
явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Особая роль отводилась автору, художнику – роль пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Модернизм объединил целый ряд направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм.
Модернизм охватил все сферы искусства.
Слайд 22Русская литература на рубеже веков.
В эстетике модернизма отразился пафос «конца
века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм
отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К.Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша,
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в поэзии А.Ахматовой, М.Цветаевой, в творчестве Б.Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Слайд 23Острая полемика, эстетическая борьба между двумя литературными направлениями- реализмом и
модернизмом – характерна для литературной жизни рубежа веков.
Но споры о
роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.
«Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».
В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму». Каждый писатель , литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Литература понимается как форма агитации и пропаганды.
Слайд 24Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала
программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые
писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.
Слайд 25Русская литература на рубеже веков.
Слайд 26Тест.
1. какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже
19-20в. ?
2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества?
3. Дайте
характеристику основных политических сил в России в н.20в.
4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»?
5. В чем суть богоискательства?
6. Кто ввел определение «Серебряный век»: Н.Бердяев, Н.Оцупа, А.Блок, В.Соловьев?
7.Назовите имена писателей-реалистов, работавших в н.20в.
8. Дайте определение понятия «Серебряный век».
9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?
10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?