Слайд 2Цели урока:
Дать представление о развитии русской литературы в 18 веке.
Познакомить
с понятием «Классицизм».
Познакомить с жизненным путём М.В. Ломоносова и его
басенным творчеством (на примере басни «Случились вместе два астронома в пиру»), определить его роль в развитии русской литературы.
Слайд 318 век- особое время в истории России.
Эпоха Петра I, время
преобразований, утверждения мощи государства Российского.
Слайд 4«Россия Молодая»
1. Выход России к морю.
2. Строительство северной столицы Петербурга.
3.
Создание собственного флота.
4. Замечательные воинские победы.
5. Укрепление международной значимости Русского
государства.
6. Развитие отечественной науки и культуры.
Слайд 5Послепетровская эпоха
↓
новое время для русской литературы
Слайд 6Сохранились:
Идеи патриотизма.
Умение на образах художественного произведения воспитывать человека, формировать его
духовный мир.
Но:
Возникают новые темы.
Другие традиции.
Усиливается связь с устным народным творчеством.
Совершенствуется
художественный стиль.
Слайд 7Классицизм
(от лат. classcus – образцовый).
Слайд 8Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре
XVII - начала XIX в., одной из важнейших черт которого
являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона . Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу.
В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».
Слайд 9ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА
КУЛЬТ РАЗУМА;
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ КАК ИСКУСТВЕННОЕ,
ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННОЕ ЦЕЛОЕ;
СТРОГАЯ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ, СХЕМАТИЗМ;
ИДЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОЕВ, УТОПИЗМ, АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕЙ;
ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ;
АКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ.
Слайд 10Строгая иерархия жанров
↓
↓
Низкие
В них
осваивалась повседневная жизнь обычных людей.
Комедия, сатира, басня.
Высокие
В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи.
Трагедия, эпопея, ода.
Смешение высокого и низкого не допускается
Слайд 11Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская
оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока),
что отражается в говорящих фамилиях.
В драматургии господствовало требование трёх единств:
Единство времени: действие развивается не более суток;
Единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое .
3. Единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Слайд 12РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКА
Силлабическое стихосложение (от греч. sillabe – слог)
– стихосложение, основанное на соизмеримости строк по количеству слогов. При
этом количество ударений не учитывается.
Не любити тяжело
И любити тяжело,
А тяжелее всего
Любя любовь не достать
↓
Силлаботоническое стихосложение (от греч. sillabe – слог, tonos-ударение) – система стихосложения , при которой основой ритма является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь.
Слайд 13Особенности русского классицизма
Сатирическая направленность;
Преобладание национально-исторической тематики;
Преимущественное развитие жанра оды и
поэмы.
Периоды русского классицизма:
30 – 50-е гг. XVIII в. Усилия писателей
на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.
60-е гг. – конец XVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
Конец XVIII в. – начало XIX в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность
Слайд 14Представители
Корнель
Франция
Расин
Мольер
Вольтер
Гёте
Германия
Шиллер
Лафонтен
Слайд 15Р о с с и я
Г.Р. Державин
А.Д. Кантемир
А.Б. Княжнин
М.В.
Ломоносов
В.А. Озеров
А.П. Сумароков
В.К. Тредиаковский
Д.И. Фонвизин
И.Н. Хемницер
М.М. Херасков
Слайд 16МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
Слайд 17 Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец,
он всё испытал и всё прошёл.
А.С.Пушкин
Слайд 18Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д.
Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
ДЕТСТВО
Слайд 19В МОСКВУ
Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям,
тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной
дом и отправиться в Москву.
Холмогоры
Москва
Слайд 20ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве,
где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но
изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Слайд 21В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был
направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые
условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Слайд 22Студент немецкого
университета
МАРБУРГ
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в
том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для
обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
Слайд 23НАУКА
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова
были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии,
астрономии, географии, филологии.
Диплом профессора химии
Слайд 24В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные
исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты,
которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов в своей
химической лаборатории.
Слайд 25МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице
Слайд 26М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
Слайд 27Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях»
Высокий штиль – слова, находившиеся
в употреблении «у древних славян и ныне у россиян»;
Средний штиль
– малоупотребительные, но понятные грамотным людям;
Низкий штиль – разговорная лексика, отсутствующая в «церковных книгах».
Слайд 28МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту
был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к
наукам», а не только для дворян.
Слайд 29Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля
1765.
Слайд 30
Басня
краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом
сатирического характера
Слайд 31Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг
себя и впервые задумался о мире и о себе. По
существу, это были два вопроса: как устроен мир?
и как должен вести себя в этом мире человек?
На первый вопрос он ответил мифом.
На второй вопрос – басней»
(М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)
Слайд 32Эзоп
Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится
ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?
Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.
Слайд 34Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней
жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).
Аллегория (в переводе с греческого
– иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.
Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.
Слайд 35«Случились вместе два астронома в пиру»
Случились вместе – встретились вместе.
Спорили
в жару – жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит – вокруг
Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь,
что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.
Слайд 36Гелиоцентрическая система мира
Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и
экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Слайд 37Геоцентрическая система мира
Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик,
музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические
наблюдения.
Слайд 38ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ
Какова тема стихотворения? В чём его необычность?
Кто такие Коперник
и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться
друг с другом?
Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
В чём противоположность взглядов учёных?
К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?
Какова идея стихотворения?
Слайд 39Домашнее задание
Разгадайте кроссворд по изученной теме.
Прочитайте «Оду на день восшествия
на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В. Ломоносова.