Слайд 1Путешествие в мир природы и мир поэзии
Интегрированный урок литературы и
биологии
6 «в» класс
2011-2012 уч. г.
МОУ Большемурашкинская
СОШ
Слайд 2«Причина нашей любви к природе – в том, что природа
не ревнует и не обманывает, как мы, люди».
Японский писатель
Акутагава Рюноке
«Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин».
Ф. М. Достоевский
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
Л.Н.Толстой
Слайд 3Аполлон Николаевич Майков
(23 мая (4 июня) 1821, Москва —
8 (20) марта 1897, Петербург) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской
АН (1853).
Слайд 5 Н.П.Сухова пишет, что «поэтическое зрение Майкова напоминает
зрение художника-живописца, по законам пространственно-цветовой композиции располагающего на холсте детали
«пейзажа» и человека».
Задания
Как высчитаете, в стихотворении «Пейзаж» отразилась эта особенность Майкова?
Нашлось ли в этом стихотворении место для человека?
Можете ли вы согласиться с Е.Е.Зубарёвой, утверждающей, что «мир природы, воссозданный поэтом, гармоничен и целен»?
Какие средства художественной выразительности вы нашли в стихотворении?
Определите размер стихотворения.
Какие картины могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Слайд 8Бродский Исаак Израилевич Пейзаж
Слайд 10Ф.И.Тютчев
1803 - 1873
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок,
не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть
свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Слайд 11Листья
Мы ж , лёгкое племя, цветём и блестим
Слайд 12Сорвите , умчите , Мы ждать не хотим
Слайд 13 Литературовед А.Ф. Захаркин утверждает: «В поэзии Тютчева
есть…гармонически светлое восприятие природы».
Как вы понимаете определение «гармонически светлое»?
Можете
ли вы назвать «гармонически светлым» это стихотворение Тютчева?
Какой цвет является главным, определяющим в стихотворении «Листья»?
Какие средства художественной выразительности вы нашли в стихотворении?
Какие картины могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Слайд 16Иван Саввич Никитин
Ива́н Са́ввич Ники́тин (21 сентября (3 октября)
1824, Воронеж — 16 (28) октября 1861, там же) —
русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер.
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Слайд 17 Ю.И.Айхенвальд отмечает, что поэзии И.С.Никитина свойственно
отсутствие зелёного… любовь к ночи, которая посеяла вдуше то задумчивое
и тихое, в чём отказала жизнь».
Задания
Присутствует ли вэтом стихотворении зелёный цвет?
Становится ли от этого стихотворение безрадостным? Почему?
Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении.
Определите стихотворный размер.
Подберите картины, которые могли быстать иллюстрацией к этому стихотворению.
Слайд 18«ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
К.А. Коровин . Зимой
И.И.Шишкин «Зима в лесу»
Слайд 20Евгений Абрамович Баратынский
19 февраля (2 марта) 1800 — 29 июня
(11 июля) 1844, русский поэт, один из самых значительных
русских поэтов первой половины XIX века.
Слайд 21 Литературовед Ю.И. Айхенвальд пишет, что Е.А.Баратынский «от каждого
явления жизни вдумчиво берёт смысл и показывает его красоту».
Задания
Какие явления
жизни были взяты в этом стихотворении?
Удалось ли, на ваш взгляд, поэту передать смысл этих явлений жизни? Объясните как.
Какие средства художественной выразительности использует поэт?
Каким стихотворным размером написано стихотворение?
Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Слайд 22Весна, весна! Как воздух чист!..
Левитан Исаак Ильич. Весна. Большая вода.
1897г
Слайд 24Итог урока
«Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло! Пустыня – осталась».
Фредерико
Гарсия Лорка
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить
с ней».
Л.Н.Толстой
Слайд 25Домашнее задание
Выучить стихотворение
Творческое задание: написать стихотворение о природе.
Нарисовать иллюстрацию
к понравившемуся стихотворению.