Слайд 1
МОУ Первомайская СОШ №2
Рабочая программа
по литературному чтению
« О братьях наших
меньших»
2 класс
Автор: Леушова Лариса
Владимировна.
Первомайск 2010г.
Слайд 2Пояснительная записка
Раздел рабочей программы по литературному чтению для 2 класса
по теме «О братьях наших меньших» разработан на основе программы
начального общего образования авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой.
Раздел рассчитан на 7 часов.
Для реализации программного содержания используются УМК:
Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2-х частях. Москва. «Просвещение» 2008 г.
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь» 2 класс, в2-х частях. М. «Просвещение» 2005 г.
Поурочные разработки «Уроки литературного чтения» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Москва. «Просвещение». 2005 г.
Книги для чтения
Слайд 3Основные содержательные линии:
Произведения устного народного творчества.
Произведения представителей русской литературы, классиков
советской
детской литературы;
Произведения современной отечественной литературы, доступные для
восприятия младшими школьниками.
Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Слайд 4Образовательные задачи:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Слайд 5Развивающие задачи:
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений
Формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов
речевой деятельности,
умений вести диалог, рассказывать, импровизировать,
выразительно читать.
Слайд 6Воспитательные задачи:
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение
нравственного опыта младших школьников,
формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств.
Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Слайд 7Обучающиеся должны знать:
Названия
Основное содержание
Авторов
изученных литературных произведений
Слайд 8Обучающие должны уметь:
Читать осознанно текст художественного произведения правильно, целыми словами
в темпе - не менее 50 слов/мин, определять тему и
главную мысль произведения.
Пересказывать текст подробно и выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстраций; делить его на смысловые части, озаглавливать их, выявлять основную мысль, составлять простой план.
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике.
Различать тексты.
Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.
Слайд 9Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
Самостоятельного чтения книг
Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое,
событии)
Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам
Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками)
При поиске информации
в сети интернет
Слайд 10Обогащение опыта творческой деятельности:
1 Обогащение опыта эстетического восприятия:
-
формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира
-
развивать способности радоваться и
удивляться в процессе общения с
природой, людьми, замечать красивое в
окружающем мире
- формировать умение передавать
впечатления от общения с природой в устной
речи
Слайд 112. Развитие умения выразить свои впечатления посредством учебной деятельности:
проводить
игры со словами
коллективно сочинять различные истории
составлять рассказы на свободные темы
3.
Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками
- словесными описаниями
рассказ по собственному рисунку
придумывание своей концовки
Слайд 124. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
-приобщать к миру
поэзии
-развивать поэтический вкус
5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
знать:
средства
художественной выразительности (эпитеты, сравнение)
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение)
жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка)
Слайд 13Веселые стихи о животных.
А.Шибаев, Б.Заходер. И.Пивоварова., В.Берестов.
Цель:
Отрабатывать навык выразительного чтения
стихов.
Слайд 14М.Пришвин. «Ребята и утята»
Цель:
познакомить с автором произведения;
выяснить главную мысль произведения
(деятельная
любовь к живому дает человеку возможность помогать братьям нашим меньшим
в трудные минуты).
Слайд 15Е.Чарушин. «Страшный рассказ»
Цель:
познакомить с творчеством писателя
Ознакомить с чтением в
лицах
Пересказывать по составленному плану
Слайд 16Б.Житков. «Храбрый утенок»
Цель:
Ознакомить с жизнью и творчеством писателя
Уметь работать по
заданию учебника
Обучить пересказу от лица героев произведения (утенка)
Слайд 17В.Бианки. «Сова»
Цель:
создать условия для углубления знаний учащихся
о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой
человеку птицами.
формирование умения читать произведение.
Слайд 18Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Цель:
обратить внимание детей на
то, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Беречь
природу- значит уметь наблюдать, изучать повадки птиц и животных, приходить к ним на помощь в трудное для них время.
Слайд 23Развитие выразительности речи и чтения:
Ориентация детей на то, что чтение
вслух – это чтение для слушателей, побуждение школьников к совершенствованию
выразительности чтения;
Развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, чтение скороговорок и чистоговорок, стихотворных строк;
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений;
Обдумывание содержания текста, умение услышать звучание стиха, уловить его мелодичность, ритмичность, осмысление исполнительской задачи.
Слайд 24Формирование самостоятельной читательской деятельности
Ответы на вопросы по содержанию текста; нахождение
в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание;
Подробный пересказ небольших произведений с
отчетливо выраженным сюжетом;
Нахождение в тексте предложений, соответствующих иллюстрациям;
Деление текста на части и их озаглавливание;
Выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя);
Слайд 25Развитие художественно –творческих и эмоциональных способностей
Развитие у школьников способности радоваться
и удивляться в процессе общения с природой, людьми; воспитание потребности
в нравственно – эстетическом отношении к окружающему миру;
Формирование умения передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний, рисунков и литературных произведений, созвучных эмоциональному настроению ребенка;
Выполнение заданий типа: «С чем можно сравнить данный предмет?», «На что похожи предметы?»; рисование предметов красками, их словесное описание;
Развитие у детей интереса к услышанным рассказам, сочинениям; стимулирование активности при их обсуждении.
Слайд 26Коллективная драматизация художественных произведений; введение игровых ситуаций, помогающих детям представить
себя в роли поэта и писателя, исполнителя и зрителя; изменение
позиций учащихся в коммуникативных парах: слушающий - говорящий и говорящий – слушающий; исполнитель (чтец) – создатель художественного текста и наоборот
Слайд 27Рекомендуемая литература для чтения
В. Бианки «Птичьи разговоры».
Рассказы детских писателей о
животных.
Г. Скребицкий «Лесной голосок».
Альбом для раскрашивания
«Птицы».
Слайд 29Работа по обобщающим вопросам и заданиям раздела
«О братьях наших
меньших»
Работа на уроке:
Объясни название раздела. Почему мы называем животных «меньшими
братьями»?
Что напугало Петю и Шуру из рассказа «Страшный рассказ»? Перескажите их диалог.
Придумай историю, используя одну из пословиц:
( Пуганая ворона и куста боится.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Ты пожалей – и тебя пожалеют.
Лес и вода – родные брат и сестра.)
Перескажи кратко сказку В. Бианки «Сова».
Викторина:
Назови автора произведения и само произведение, строки из которого ты услышишь: «Радостно снял шляпу и, помохав ею, крикнул: - Счастливый путь, утята!»
Слайд 30Из какого произведения эти строки? «Не успела стрекоза сесть на
тарелку, как Алеша схватил ее клювом за крыло. Насилу она
вырвалась и с поломанным крылом улетела.»
Кого ловила по ночам сова из рассказа В. Бианки?
На чем играл медведь из рассказа «Музыкант»?
Тесты.
1. На кого рассердилась Сова?
а) старик б) мыши в) шмель
2. Кто обижал утят?
а) утка б) ребята в) автор
3. Что хотела украсть киска?
а) молоко б) хлеб в) сосиски
4. Как звали храброго утенка?
а) Вася б) Алеша в) Кряк
Слайд 31Полученный результат тестирования