Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
Презентация подготовлена Ушаковой
Ириной Васильевной, учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории
г.
Нижний Тагил
2010
Слайд 2Рассказ А.П. Чехова «Мальчики»
Цель: сформировать умение анализировать текст, опираясь на
вопросы
Слайд 3ЧЕХОВ Антон Павлович
(1860-1904)
Русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02).
Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним —
Антоша Чехонте и др.).
Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).
Слайд 4Беседа по вопросам
(рассказ «Мальчики»)
Наша задача – поделиться впечатлениями от
рассказа и попробовать разобраться, что делает его интересным.
Слайд 5Почему рассказ начинается с радостных восклицаний домочадцев Володи?
(Мы сразу погружаемся
в радостную предпраздничную атмосферу, понимаем, каким долгожданным был приезд Володи
домой)
Слайд 6Как Чехов передает веселую суету, вызванную приездом Володи?
(Перечисляются действия, обозначенные
глаголами: крикнул, завопила, бросились обнимать и целовать, подняли визг, вбежал,
закричал… Появлению Володи, кажется, рады даже двери, которые «скрипели, хлопали», не говоря уж о Милорде, который ревел басом от восторга, приветствуя Володю)
Слайд 7
Какие события происходят в рассказе? Перечислите их.
(Приезд Володи и его
друга. Подготовка к побегу. Побег. Возвращение мальчиков, Отъезд Чечевицына)
Слайд 8
Кто главные герои рассказа?
(Мальчики – гимназисты второго класса)
Как выглядят мальчики?
(Володя,
видимо, изнеженный мальчик, он «пухл и бел», «всегда веселый и
разговорчивый». Чечевицын, в отличие от Володи, «худ, смугл, покрыт веснушками». «Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив»
Слайд 9Кто из мальчиков играет ведущую роль в их дружбе?
(Чечевицын –
главный в этой паре, он сильнее своего друга)
По каким признакам
вы определили ведущую роль Чечевицына?
Слайд 10(Об этом можно судить по тому, какое влияние он оказывает
на Володю. Домашние замечают, что поведение Володи изменилось: «Всегда веселый
и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад тому, что приехал домой». Он был занят какими-то тайными мыслями, переглядывался с Чечевицыным, о чем-то шептался с ним, не участвовал, как обычно, в рождественским приготовлениях, «не играл, а все думал о чем-то». Чечевицын разрабатывает маршрут путешествия, убеждает Володю не трусить, а бежать с ним в Америку, в конце концов уговаривает его)
Слайд 11Чем можно объяснить такое сильное влияние Чечевицына?
Какое впечатление произвел Чечевицын
на сестер Володи?
Что в Чечевицыне привлекает Володю и его сестер?
Как
во-вашему, почему мальчики задумали бежать в Америку?
Слайд 12
Как вы думаете, Чечевицын играл в героев Майн Рида или
делал все всерьёз?
Слайд 13Соответствуют ли намерения Чечевицына его возможностям?
Что мешает верить в успех
планов мальчиков?
Почему Володе расхотелось ехать в Америку?
Какие были отношения в
семье Королёвых?
Слайд 14Почему Володя все-таки согласился бежать?
Почему побег мальчиков оказался неудачным?
Как восприняли
бегство мальчиков родители Володи?
Как Чехов описывает возвращение мальчиков?
Как ведут себя
возвращенные беглецы?
Слайд 15Заключение
В рассказе много реплик. Чехов сначала дал рассказу подзаголовок «Сценка».
В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а
решили отложить бегство в Америку до более удобного случая.
Какой вариант вам нравится больше? Почему?
Слайд 16Домашнее задание
Читать рассказ «Хамелеон».
Разыграть сцену из рассказа «Мальчики»:
- разговор Чечевицына
с девочками;
- Чечевицын уговаривает Володю бежать в Америку.