Слайд 1Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм
Цели:
- продолжить обучение написанию
сочинения критического жанра;
- повторить особенности написания аннотации, отзыва;
- показать особенности
рецензии как одного из видов разбора и оценки художественного или научно-популярного произведения.
Слайд 2Как говорить правильно
Аннотация НА…
Отзыв О…
Рецензия НА…
Эссе … (по поводу…)
Слайд 3АННОТАЦИЯ (от лат. annotation «замечание») – краткое изложение содержания книги,
статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Аннотация на книгу
состоит из нескольких элементов, указанных на следующей схеме.
Слайд 5Текст 1
1. Энциклопедический словарь юного зрителя. —
М.: Педагогика, 1989.— 416 с.: ил.
Словарь рассказывает
об истории развития театра, эстрады, кино, телевидения, о творчестве выдающихся актеров, режиссеров, драматургов.
Читатели узнают о различных профессиях, связанных с этими видами искусства, найдут практические рекомендации о том, как организовать школьную самодеятельность, вести работу в театральных кружках, кружках кинолюбителей и т.п. Задача словаря — помочь ученикам в выборе профессии.
Для школьников среднего и старшего возраста.
Слайд 6Текст 2
2 . Гофман Э.Т.А. Золотой
горшок и другие истории / Пер. с нем. / Сост.
С.В. Тураев. — М.: Дет. лит., 1976.— 221 с.: ил.
Книга знакомит с творчеством немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822). В книгу вошли всемирно известные произведения: «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок» и другие, дающие юному читателю широкое представление о творчестве писателя в целом. Истории в этой книге разные — веселые и грустные, насмешливые и лирические, – и все они рассказывают о чем-то важном, заставляют задуматься о нем. Издание приурочено к двухсотлетию со дня рождения писателя.
Слайд 7Вопросы и задания
1. Заинтересовали ли вас эти книги? Чем?
2. Назовите
обязательные и факультативные элементы аннотаций.
3. Соответствуют ли данные тексты схеме
аннотации? Почему?
4. Составьте аннотацию на сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Нужно ли для этого перечитывать (или читать) сказку? Почему вы так считаете?
Слайд 8Диктант-загадка
Вопросы и задания:
1. Какая информация заинтересовала вас?
2. Какой
жанр вы считаете самым читаемым в мире и тиражируемым?
З. Кто
из писателей, работающих в данном жанре, является, на ваш взгляд, мастером?
4. О ком идет речь в данном тексте? Почему вы так считаете?
5. Какие слова наиболее употребительны и притягательны для читателей детективов? Какие заголовки частотны?
6. Дополните текст диктанта, не забывая о редактировании: ведь автор книги — женщина.
Слайд 9Проверьте себя
Для справок: Агата Кристи. Убийство под Рождество.
Слайд 10Отзыв
ОТЗЫВ — выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному;
эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием:
что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
Слайд 12Вопросы и задания
1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность.
2. В
процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение
автора к предмету речи, его эмоциональную оценку.
3. Какие оценочные выражения выписаны?
4. Прочитайте текст внимательно сами и найдите в нем обоснование впечатления: что в пьесах Чехова вызвало именно эти чувства у Бунина? Убедительны для вас эти аргументы?
5. Только ли о драматургии Чехова идет речь в тексте?
6. Как оценивается спектакль по пьесе?
7. Согласны ли вы с мнением Бунина? Почему?
8. Обратите внимание на схему отзыва, дополните отзыв Бунина необходимыми элементами.
Слайд 13Рецензия
РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор
и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.),
научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.
Слайд 14Задачи рецензента
Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения
или просмотре спектакля.
Рассказать о своих впечатлениях — но на основе
элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения.
Рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях.
Выразить меру общественного признания произведения.
Слайд 15Принципы рецензирования
1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном
спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент
свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.
Слайд 162. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента,
глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.
3. Рецензент должен увидеть
и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
Слайд 17
4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при
равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества
рецензента – уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменит.
Слайд 18
5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально
воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции
называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Слайд 19Примерный план рецензии
на литературное произведение
1) Библиографическое описание.
2) Краткая характеристика
творчества писателя – в связи с данным произведением.
3) Творческий замысел
автора книги.
4) Смысл названия.
5) Краткая информация о содержании.
6) Критическая оценка произведения:
особенности композиции,
мастерство автора в изображении героев,
индивидуальный стиль писателя,
искусство иллюстратора книги.
7) Основная мысль рецензии.
8) Актуальность тематики произведения.
Слайд 20Обозрение, обзор
Рецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов, объединенных по какому-либо
признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлежность и т.п.),
перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода, — нередко в сопоставлении с предшествующей литературой.
Слайд 21Знакомство с жанром рецензии
Вопросы и задания:
Понравился ли вам рассказ «Старый
повар»?
На что обращают внимание авторы предложенных рецензий?
Как строят они свои
рецензии?
Можно ли сказать, что это внимательные и вдумчивые читатели?
Как авторы рецензий используют цитаты, что этим достигается?
Проанализируйте стиль работы, языковые особенности текстов рецензий.
Сравните две рецензии на одно произведение. Какая из них, с вашей точки зрения, более удачная, или они обе достойны высокой оценки?
Эссе – способ рассказать о мире
через себя и о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич
Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984)
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987)
Слайд 25Эссе – это …
Эссе – это размышления по поводу услышанного,
прочитанного, просмотренного.
Прочитан роман И.А. Гончарова «Обломов». Он не оценивается, не
анализируется ни с содержательной стороны, ни с формальной. Обозначается и формулируется проблема, возникающая у читателя по ассоциации: «Халат три раза появляется на Обломове. Когда и почему?», «Обломовщина – это благо или зло для меня?»
Слайд 26Анализ эссе
1. Определите тему предложенного эссе.
2. Докажите, что автору свойственен
личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений.
3. В
чём, по-вашему мнению, проявляется свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями.
4. В.В. Набокову свойственно свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики (приведите примеры из текста).
5. Как автор создаёт атмосферу доверия к читателю, в чём проявляется разговорная интонация?
Слайд 27«Два слова о театре»
О чём можно написать в небольшом произведении,
если оно называется «Два слова о театре»?
Как вы понимаете
название эссе? Какой способ художественной выразительности использует М.И. Цветаева?
Что показалось вам необычным, неожиданным в этом тексте?
Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?
Определите жанр этого текста, его характерные признаки.
Какова была цель автора?
Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
Напишите собственное эссе о театре.
Слайд 28Выводы
Аннотация – строгий текст научного стиля.
Отзыв – научный стиль.
Рецензия – публицистический стиль.
Эссе – литературно-критический стиль.
Слайд 29Рефлексия
Аннотация – это…
Отзыв – это…
Рецензия – это…
Эссе – это…
Особенностями
аннотации являются…
Чтобы написать отзыв, нужно…
В рецензии важно…
Для эссе характерны…
Аннотация, отзыв,
рецензия, эссе – это жанры…
Слайд 30Домашнее задание
Напишите рецензию на книгу,
спектакль, кинофильм.
Предлагаемые темы:
"Слово о любимом писателе", "Мое отношение к …", "Любимые страницы", "Мое любимое стихотворение", "Размышления о …", "Книги в моей жизни".