Слайд 1
Урок литературы 6 класс
Учитель русского языка и литературы
Каширова Е.Н.
МБОУ
СОШ 11 Г.Сергиев Посад
2014г.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ
ВЕКА
Слайд 2артикуляционная разминка
статья В. Г. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204, ч.
2 учебника): прочитать вслух, выписать в тетрадь основные понятия: фразовые
ударения, паузы, мелодика речи.
I. Учимся читать выразительно!
Слайд 3 II. Творческая мастерская (работа в группах)
— Стихотворения каких
поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений
вы помните?
Задание 1
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Задание 2
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Задание 3
Определить размер стихотворения и способ рифмовки.
Слайд 4— Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения?
Стихотворения поэтов XX века, прочитанные
нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в
поэтических строках.
Слайд 5Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.
Индивидуальное задание
Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать
наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.
Слайд 61922 года. Есенин с Айседорой
С. А. Есенин с сестрами Катей
и Шурой.
Дом, в котором родился С.А. Есенин.
Слайд 7Стихотворения Сергея Есенина
Оба стихотворения посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь
и дали...» и «Пороша».
Слайд 8«Мелколесье. Степь и дали...»
В стихотворении поэт описывает, как он
ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив
русской пляски:
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.
В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
Слайд 9Зимняя дорога. Галерея Художников Пулково.
Слайд 10Зима в русской деревне. Масло. Холст на картоне
Слайд 12Каменев Лев Львович - Зимняя дорога.
Слайд 13просёлочная дорога". холст, масло. жанровая сцена, картина
Слайд 17Крестьянин в санях на зимней дороге. Фотография.
Слайд 25Мчится тройка по дороге. Снег сверкает на полях
Слайд 26Лошадь в беговых санях с седоком
Слайд 28гремячий ключ, дорога, зима, лошадь, сани
Слайд 32В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес
становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают
передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны
«Пороша».
Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на снегу...
Слайд 33Во втором четверостишии начинается сказка:
Заколдован невидимкой, (метафора)
Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)
Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
Подвязалася сосна (метафора).
В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:
Понагнулась, как старушка, (сравнение)
Оперлася на клюку, (метафора)
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)
Изобразительные средства
Слайд 34 В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»),
объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение
дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.
Слайд 35Автограф стихотворения Есенина
«Пороша».
Слайд 36ТЕСТ
Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Пороша» и выполните задания.
Слайд 37А1
Какое чувство испытывает герой?
Очарован открывшейся взору картиной.
Опечален из-за окружающего пейзажа.
Тоскует
по дому.
Мечтает о весеннем солнце.
Слайд 38А2
Ведущей в стихотворении является тема:
любви;
природы;
одиночества;
свободы.
Слайд 39А3
Как называется художественно-выразительное средство, использованное С.А.Есениным в следующей строке:
«Понагнулась,
как старушка...» ?
Метафора.
Гипербола.
Эпитет.
Сравнение.
Слайд 40А4
С чем сравнивается в стихотворении дорога?
С косынкой.
С лентой.
С клюкой.
С невидимкой.
Слайд 41А5
Лирический герой стихотворения:
спокойно едет по зимнему лесу;
скрывается от врага;
стремится к
одиночеству;
боится погони.
Слайд 42В1
В строке
«... серые вороны расшумелись на лугу»
использован фонетический
прием: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот прием.
Слайд 43В2
Выпишите предложения из стихотворения С.А.Есенина, состоящие из одного слова.
Слайд 44В3
Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях:
«серые вороны»,
«бесконечная дорога».
Слайд 45В4
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Слайд 46С1
Какая картина зимнего сада возникла перед взором лирического героя в
стихотворении С.А.Есенина?
Слайд 47ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
А1 – 1.
А2 – 2.
А3 – 4.
А4 –
2.
А5 – 1.
В1 – АЛЛИТЕРАЦИЯ.
В2 – ЕДУ.ТИХО.
В3 – ЭПИТЕТ.
В4 –
ХОРЕЙ.
Слайд 48Н.А.МИРОНОВА
Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х
частях. Автор-составитель В.П.Полухина
Слайд 491911. Анна Ахматова. Царское село. 1914 г.
Слайд 50ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.АХМАТОВОЙ
«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...»
И ВЫПОЛНИТЕ
ЗАДАНИЯ.
Слайд 51Анна Ахматова
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят
деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится
тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
1953. Ранняя весна. Бялыницкий-Бируля.
Слайд 52А1
КАКОЕ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПЕРЕДАНО В СТИХОТВОРЕНИИ?
ТОСКА.
РАДОСТЬ.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.
ВОЛНЕНИЕ.
Слайд 53А2
ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:
РОДИНЫ;
ОБНОВЛЕНИЯ ДУШИ И ПРИРОДЫ;
ОДИНОЧЕСТВА;
СВОБОДЫ.
Слайд 54А3
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО,ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:
«ДЕРЕВЬЯ ВЕСЕЛО-СУХИЕ», «ТЕПЛЫЙ
ВЕТЕР», «ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ»?
ЭПИТЕТ.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
СРАВНЕНИЕ.
ГИПЕРБОЛА.
Слайд 55А4
КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, ОСНОВАННЫЙ НА НАРУШЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ В
ПРЕДЛОЖЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАН В СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКЕ:
«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...»
?
ПОВТОР.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.
ИНВЕРСИЯ.
АНТИТЕЗА.
Слайд 56А5
ГЕРОИНЯ СТИХОТВОРЕНИЯ:
1. УБЕГАЕТ ОТ ВРАГА;
2. СТРАДАЕТ ОТ
ЖАРЫ;
3. НЕ ХОЧЕТ РАССТАВАТЬСЯ С ЗИМОЙ;
4. ЧУВСТВУЕТ ЛЕГКОСТЬ ВО ВСЕМ
ТЕЛЕ.
Слайд 57В1
В СТРОКЕ
«ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ ОТДЫХАЕТ ЛУГ...»
ИСПОЛЬЗОВАН ПРИЕМ, ПРЕДЛАГАЮЩИЙ
ОДУШЕВЛЕНИЕ И ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ.
НАЗОВИТЕ ЭТОТ ПРИЕМ.
Слайд 58В2
ВЫПИШИТЕ СЛОВО ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКИ, КОТОРОЕ ПЕРЕДАЕТ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ.
Слайд 59В3
УКАЖИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЭТОМ В СОЧЕТАНИЯХ:
«ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ»,
«ВЕТЕР НЕЖЕН».
Слайд 60В4
ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, КОТОРЫМ НАПИСАНО СТИХОТВОРЕНИЕ.
Слайд 61С1
КАК ПЕРЕДАНО А.А.АХМАТОВОЙ ВОЛНЕНИЕ ГЕРОИНИ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВСТРЕЧЕЙ С ВЕСНОЙ?
Слайд 62ПРОВЕРЬ СЕБЯ !
А1 – 4.
А2 – 2.
А3 – 1.
А4 –
3.
А5 – 4.
В1 – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
В2 – ВОЛНЕНИЕ.
В3 – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
В4 –
ЯМБ.
Слайд 63Н.А.МИРОНОВА
Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х
частях. Автор-составитель В.П.Полухина
Слайд 65Фрагмент выставки, посвящённой Николаю Рубцову
Слайд 66 С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов
Слайд 67ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж
на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В
минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
1964
Слайд 68 1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота,
неугасимый свет звезды.
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется
пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».
5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)
Слайд 69 Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература
бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет,
питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».
Какое значение имеет название стихотворения?
Слайд 71А1
КАКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СВЯЗАН В СОЗНАНИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ С РОДИНОЙ?
ЗЕМЛЯ.
БЕЛЫЙ
СВЕТ.
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ.
СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.
Слайд 72А2
ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:
УЗНИЧЕСТВА;
РОДИНЫ;
ОДИНОЧЕСТВА;
СВОБОДЫ.
Слайд 73А3
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:
«ВО
МГЛЕ ЗАЛЕДЕНЕЛОЙ», «ЛУЧОМ ПРИВЕТЛИВЫМ», «НАД ЗИМНИМ СЕРЕБРОМ» ?
ЭПИТЕТ.
МЕТАФОРА.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
СРАВНЕНИЕ.
Слайд 74А4
КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СТРОКЕ
«И СОН ОКУТАЛ РОДИНУ
МОЮ...»,
ОСНОВАННЫЙ НА ИЗМЕНЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
АНТИТЕЗА.
ПОВТОР.
АЛЛИТЕРАЦИЯ.
ИНВЕРСИЯ.
Слайд 75А5
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ:
СТРАДАЕТ ОТ ОДИНОЧЕСТВА;
СЧАСТЛИВ, ПОКА ГОРИТ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»;
НИКОГДА
НЕ ВСПОМИНАЕТ О «ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ»;
БОИТСЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СУДЬБЕ.
Слайд 76В1
В СТРОКЕ «...КАК ТИХО ЗА ХОЛМОМ» ИСПОЛЬЗОВАН ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОВТОРЕНИЯ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
НАЗОВИТЕ ЭТОТ ПРИЕМ.
Слайд 77В2
ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ИЗ ВТОРОЙ СТРОФЫ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ПОЭТА СИМВОЛОМ
РОДИНЫ.
Слайд 78В3
УКАЖИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЭТОМ В СОЧЕТАНИЯХ:
«ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ГОРИТ
ЗВЕЗДА», «ВОСХОДИТ ЯРЧЕ».
Слайд 79В4
ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, КОТОРЫМ НАПИСАНО СТИХОТВОРЕНИЕ.
Слайд 80С1
КАКОЕ ЧУВСТВО ОХВАТЫВАЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.М.РУБЦОВА, КОГДА ОН ВСПОМИНАЕТ
РОДИНУ?
Слайд 81ПРОВЕРЬ СЕБЯ !
А1 – 3.
А2 – 2.
А3 –
1.
А4 – 4.
А5 – 2.
В1- АЛЛИТЕРАЦИЯ.
В2- ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ.
В3- МЕТАФОРА.
В4- ЯМБ.
Слайд 82Н.А.МИРОНОВА
Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х
частях. Автор-составитель В.П.Полухина