Слайд 1Роман М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
в контексте
литературно-художественной традиции
Теоретический семинар
Слайд 2Отрывок из сочинения
Определить конец цитаты.
Ответить на вопрос: что это –
плагиат или творческая обработка художественного текста.
Слайд 3Гипотеза
Булгакову присуще ассоциативное мышление;
Писатель «вбирает» весь опыт мировой культуры (философские,
религиозные, литературные, музыкальные, живописные, театральные традиции);
«Присваивает» его собственному сознанию.
Слайд 4Задачи
Выявить реминисценции и аллюзии из известных произведений различных видов искусства;
Понять, с какой целью использует их Булгаков в каждом конкретном
случае;
Определить особенности жанра «Мастера и Маргариты».
Слайд 5Иисус из Назарета и
Иешуа Га-Ноцри
Слайд 6Иисус из Назарета и
Иешуа Га-Ноцри
Слайд 7Иисус из Назарета и
Иешуа Га-Ноцри
«Ершалаимские» главы сохраняют лишь внешнее
подобие евангельских эпизодов;
Судьба Иешуа Га-Ноцри противоположна судьбе Иисуса из
Назарета;
Слайд 8Иисус из Назарета и
Иешуа Га-Ноцри
Булгаковский герой изображен не «сыном
божьим», а отважным и сострадательным человеком;
Действия храмовых служителей были направлены
не столько против Иешуа, сколько против Понтия Пилата как римского наместника;
Слайд 9Иисус из Назарета и
Иешуа Га-Ноцри
Идею божественного предопределения Булгаков заменил
абсолютно земной идеей власти социальных сил;
Полемика Булгакова с ортодоксальным христианством
нацелена на то, чтобы прославить человека как высшую жизненную ценность.
Слайд 10Тест на ассоциативное мышление
Иешуа на кресте
Слайд 11«Фаустовская тема» в романе:
Мастер и Фауст,
Маргарита и Гретхен
Перекличка с
«Фаустом» Гете пронизывает все действие романа М.А.Булгакова;
Слайд 12«Фаустовская тема» в романе:
Мастер и Фауст,
Маргарита и Гретхен
Главную смысловую
нагрузку в романе несут детали, кажущиеся малозначительными;
Булгаков ввел приметы «Фауста»,
чтобы оспорить этику Гете;
Слайд 13«Фаустовская тема» в романе:
Мастер и Фауст,
Маргарита и Гретхен
Маргарита Булгакова
– это не Гретхен Гете, а прекрасная Елена;
Слайд 14«Фаустовская тема» в романе:
Мастер и Фауст,
Маргарита и Гретхен
Проблема отношения
к творческой деятельности – это основное направление полемики Булгакова с
Гете;
Слайд 15«Фаустовская тема» в романе:
Мастер и Фауст,
Маргарита и Гретхен
верность в
любви и
преданность творчеству.
«Фаустовская тема» позволяет подчеркнуть центральные идеи романа
М.А.Булгакова:
Слайд 16Тест на ассоциативное мышление
Найдите параллели в романе Булгакова:
1
2
3
Эдгар По «Никогда
не закладывай дьяволу свою голову»
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
А.Грин
«Фанданго»
Слайд 17«Фаустовская тема» в романе:
заключал ли Мастер сделку с дьяволом?
«Фаустовская тема»
дана Булгаковым в ее оперном варианте
Но несколько шире, чем тема
только оперы Гуно «Фауст»;
Слайд 18«Фаустовская тема» в романе:
заключал ли Мастер сделку с дьяволом?
Образ сатаны
в романе отличается от традиционного;
Финал романа свидетельствует о ключевой роли
«фаустовской темы» в понимании посмертной судьбы Мастера;
Слайд 19«Фаустовская тема» в романе:
заключал ли Мастер сделку с дьяволом?
Герой «не
заслужил света», но «заслужил покой»;
Образ вечного приюта отражает мотив сделки
с дьяволом;
Слайд 20«Фаустовская тема» в романе:
заключал ли Мастер сделку с дьяволом?
Используя традицию,
Булгаков выстраивает собственную «фаустовскую тему» и собственную этику.
Слайд 21Предварительные выводы
Булгаков полемизирует на равных и с художественной, и с
вероисповедальной литературой.
В результате полемики выстраивается многомерная художественная концепция самого
Булгакова.
Произведение приобретает философский подтекст.
Складывается мнение об уникальности жанра этой книги.
Слайд 22«Сатана там правит бал».
Сатирическое изображение современности
Слайд 23«Сатана там правит бал».
Сатирическое изображение современности
Через весь роман проходит
мотив «бесовства» в различных его вариациях;
Мотив «бесовства» тесно связан с
судьбой Берлиоза;
Безверие Берлиоза – основная черта его личности;
Слайд 24«Сатана там правит бал».
Сатирическое изображение современности
Безверие, царящее в обществе
берлиозов, способствует торжеству зла над добром (судьба Иешуа и Мастера);
Мотив
«бесовства» вскрывает негативное отношение автора к современному обществу.
Слайд 25Тест на ассоциативное мышление
Очищающий огонь
Слайд 26Тест на ассоциативное мышление
Пожары в Москве
Слайд 27Почему Берлиоз назван Берлиозом.
Музыкальные ассоциации в романе
Музыкальные ассоциации входят
в структуру романа;
Булгаков провел параллель между своим героем и композитором
Гектором Берлиозом, автором «фантастической симфонии»;
Слайд 28Почему Берлиоз назван Берлиозом.
Музыкальные ассоциации в романе
Сюжет симфонии раскрывает
мысль о губительной силе любви;
Булгаков оспаривает художественную концепцию «фантастической симфонии»
Г.Берлиоза;
Слайд 29Почему Берлиоз назван Берлиозом.
Музыкальные ассоциации в романе
Булгаковская Маргарита –
это символ идеальной женщины.
«Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление о бесовских
чарах;
Слайд 30Почему Берлиоз назван Берлиозом.
Музыкальные ассоциации в романе
Мотив «бесовства»
(в его музыкальном сопровождении)
усиливает тему всепоглощающей любви
как одного из самых прекрасных
и естественных человеческих чувств.
Слайд 31Тест на ассоциативное мышление
«Странная» туча
Слайд 32Тест на ассоциативное мышление
Сцена грозы
Слайд 33Тест на ассоциативное мышление
Лунная дорога
Слайд 34Тест на ассоциативное мышление
Лунное наводнение
Слайд 48Пассион И.С.Баха
«Страсти по Матфею» и «ершалаимские» главы романа
«Страсти по
Матфею» - вершина вокально-драматической музыки И.С.Баха;
Роман Мастера о Понтии Пилате
и Иешуа Га-Ноцри – это «роман-пассион»;
Ассоциации с именем Баха – основа возвышенно-трагического настроения «ершалаимских» глав;
Слайд 49Пассион И.С.Баха
«Страсти по Матфею» и «ершалаимские» главы романа
Пародийный аспект
пассиона, связанный с «московскими» главами, представляет собой контраст основному пассиону;
Параллель
между романом Мастера и Пассионами Баха раскрывает возвышенно-трагическое содержание романа и бессмертие идей, высказанных в «евангелии от Булгакова».
Слайд 50Выводы
Наша гипотеза об ассоциативном мышлении Булгакова и предварительные выводы подтвердились.
Роман
"Мастер и Маргарита" - двойной роман, что выводит его за
пределы собственно романного жанра.
Это двуединое произведение рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.
Слайд 51Выводы
Это философское произведение – прежде всего по внутренней полемичности художественного
мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции…
Роман Булгакова «Мастер
и Маргарита» - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи.
Такие рукописи действительно не горят!..
Слайд 52Домашнее задание
Подготовиться к контрольному сочинению на одну из предложенных тем.
или
Написать
реферат (исследовательскую работу) в рамках темы урока.
или
Написать эссе, ответив на
основополагающий вопрос темы.