Слайд 1МОУ Радужненская СОШ
Коломенского муниципального района
Московской области
Презентацию подготовила:
Привезенцева Елена
Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Слайд 2Проверка домашнего
задания
Состязание балагуров.
Конкурс на самую невероятную и
смешную небылицу.
Слайд 3Загадка - жанр устного народного творчества.
Загадка иносказательно (не называя)
описывает предмет или явление. Цель загадки испытать сообразительность, учить видеть
мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным.
Название жанра "загадка" происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать. "Гадание выяснение чего-то скрытого, затемнённого.
Слайд 4История возникновения загадки
Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось
древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и
злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, Русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.
И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь.
Слайд 5Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего
сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый".
Вот
загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку:
Корова комола,
Лобик широк,
Глазеньки узеньки,
В стаде пасётся
И в руки не даётся,
то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.
Слайд 6Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало,
и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики
молодым мудрёные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звёздах и месяце.
Слайд 7Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал
"тёмных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись
они постепенно.
А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живёт.
Слайд 8И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить,
самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеётся, кверху
- плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идёт вниз поскрипывает, как бы смеётся, а вверх поднимаясь - воду расплёскивает, как будто плачет.
Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребёнка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка – радует и удивляет.
Слайд 9Чтение статьи о загадках. Стр. 41 - 44.
Слайд 10Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в
себе мудрость и тягу к знаниям. Мудрость была в почёте
всегда. Попробуйте проверить свою догадливость и сообразительность.
Попробуйте поиграть в
"угадай-ка".
Слайд 11Крашенное коромысло
через реку повисло.
На деревья, на кусты
С неба
падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался
над водой,
А потом за лесом скрылся.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
Зимой - звезда,
Весной - вода.
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
Слайд 12
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут
ногами,
Да потом ещё бьют батогами.
Внутри — пустой,
А голос — густой.
Сам
молчит,
А бьют — ворчит.
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
То назад, то вперед
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
Всю жизнь крыльями
машет,
А улететь не может.
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу.
Слайд 13Домашнее задание
Ответить на вопросы: стр. 44 – 47.