Слайд 1
Сочинение- описание по картине
Васнецова «Аленушка»
Слайд 2Ответьте на вопросы:
Какую роль в русском языке играют причастия?
Чем описание
отличается от других типов речи?
Какие ещё типы речи вы знаете?
Что
можно описывать?
Как называется картина, на которой изображена природа?
Как называют художника, который пишет природу?
Каких художников-пейзажистов вы знаете?
О художнике
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, выходец из семьи
сельского священника, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где учился под руководством И. Н. Крамского. Он следует принципам передвижнического жанра. Обращается к темам фольклорной мифологии. Это картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. В 1953 московский дом Васнецова был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка)
Слайд 4В Третьяковской галерее находятся
«Три богатыря»
«После
побоища Игоря Святославича
с половцами»
Слайд 5История создания
Летом 1880 года художник Васнецов жил на даче, в
Ахтарке, по соседству с Абрамцевом, постоянно встречаясь с семьей Мамонтова,
с гостившими у них Репиным, Поленовым. Бродя по окрестностям в поисках пейзажных мотивов, он встретил однажды девушку, поразившую его воображение. Почти еще девочка, в дешевеньком ситцевом сарафане, она шла, погруженная в свое какое-то горе, одинокая, замкнутая. И столько тоски, печали выражали ее глаза, что художник уже не мог их забыть. Ему вспомнилась народная сказка об Аленушке.
Саврасов начал подыскивать в Ахтарке прообраз Аленушки, сделал несколько этюдов с крестьянских девушек, писал пейзажные этюды с думой о будущей картине. Собрав большой материал, он по возвращении в Москву приступил к работе над большим полотном. Долго не мог найти нужного поворота головы, задуманного выражения лица, печальных , тоскующих глаз.
Наконец все трудности были преодолены, картина закончена и появилась на очередной передвижной выставке 1881 года.
Слайд 6Побеседуем!
Каков колорит картины?
Какое настроение она создаёт?
Что изображено на переднем плане?
Опишите
елочки
Что делает девочка?
Опишите ее
Что изображено на заднем плане полотна?
Какими цветам
использовал художник?
Видно ли солнце на картине?
Слайд 7Собираем материалы к сочинению
Слайд 8В.М.Васнецов «Аленушка»
Осень Грустная
задумчивая русская
Аленушка Одна-одинешенька прибежала,
чтобы выплакать свое горе,
успокоить печаль
Чаща леса темная, еловая
Камень бело-горючий
колени обхватила руками
ноги босые
Голова склоненная
волосы спутавшиеся
Слайд 9Составь план!
Вступление (история создания/слово о художнике)
Описание картины (идея, настроение произведения
искусства, чем поражает)
Предмет изображения 1
Предмет изображения 2
Предмет изображения 3
Предмет изображения
4
Предмет изображения 5
Предмет изображения 6
3. Вывод (Восторженный аккорд)
Слайд 10Образец сочинения
Летом 1880 года художник Васнецов жил
на даче, в Ахтарке. Бродя по окрестностям в поисках пейзажных
мотивов, он встретил однажды девушку, поразившую его воображение. Почти еще девочка, в дешевеньком ситцевом сарафане, она шла, погруженная в свое какое-то горе, одинокая, замкнутая. И столько тоски, печали выражали ее глаза, что художник уже не мог их забыть. Ему вспомнилась народная сказка об Аленушке.
Картина появилась на очередной передвижной выставке 1881 года. Картина поражает своей поэтичностью и простотой. Грустная задумчивая русская осень уже вступила в свои права. Тихая
печаль разлилась в начинающей увядать природе.«Камушком на камушке» сидит васнецовская Аленушка у самого омута, вглядываясь в его манящую темную глубину. С милой детской неуклюжестью поджаты ее босые ноги. Печально склонилась голова на руки, обнявшие колени. Давно выцвела ее когда-то голубая кофточка, весь в дырах ее старенький, синий в розах, сарафан. Разметались ее золотисто-рыжие волосы. Широки кисти рук, привыкшие к черной работе. Почти некрасиво ее заплаканное лицо. Лишь притихшая природа разделяет, кажется, ее горе. Листок за листком, как слеза за слезой, роняют осинки желтеющие листья на темную поверхность омута. Не шелохнутся елочки, замерли птички над головой Аленушки. Затосковала, пригорюнилась. И никому нет дела до нее, не с кем поделиться, некому горе развеять. Только природа словно грустила и плакала вместе с Аленушкой.
И вот это единство поэтического настроения пригорюнившейся девушки и словно сочувствующей природе составляют очарование картины.